Цель урока: повторить, что такое сила, и какие силы существуют в природе, обозначение сил на чертеже; изучить устройство и работу прибора для измерения сил.
Cлайд 3
Ход урока Анализ контрольной работы. Демонстрация динамометра: устройство и работа. Лабораторная работа «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Закрепление изученного материала. Домашнее задание.
Cлайд 4
1. Анализ контрольной работы
Cлайд 5
что такое сила, сила –физическая величина, является мерой взаимодействия тел. Под действием силы тело меняет свою скорость. Сила характеризуется числовым значением и направлением, следовательно –это векторная величина.
Cлайд 6
Дать определение Fупр. и Fтяж Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение, называется силой упругости. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.
Cлайд 7
Демонстрация динамометра На практике часто приходится измерять силу, с которой одно тело действует на другое. Для измерения силы используется прибор, который называется динамометр (от греч. динамис – сила, метрео – измеряю). Основная часть – это стальная пружина, которой придают разную форму в зависимости от назначения прибора.
Cлайд 8
Устройство простейшего динамометра основывается на сравнении любой силы с силой упругости пружины.
Cлайд 9
Лабораторная работа «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Цель работы. Приборы и материалы. Ход работы. Вывод.
Cлайд 10
Цель работы. Научиться градуировать шкалу динамометра с помощью жесткой пружины и получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью измерять силы.
Cлайд 11
Приборы и материалы. Динамометр, шкала которого отсутствует (или закрыта бумагой), набор грузов по 102г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом.
Cлайд 12
Ход работы. 1. Отметим на бумаге черточкой положение указателя при нерастянутой пружине. Эта отметка будет нулевым делением. 2. Подвесим к крючку динамометра груз массой 102г. На груз m = 102г действует Fтяж = 1Н. С такой же силой груз растягивает пружину динамометра.
Cлайд 13
Эта сила уравновешивается силой упругости, возникающей в пружине при ее растяжении (деформации). Затем самостоятельно подвешивайте к динамометру второй, третий грузы той же массы. Отмечая черточкой положение указателя. После того как вы отметили положения указателя динамометра, нарисуйте проградуированную шкалу в тетрадь.
Cлайд 14
С помощью линейки получите шкалу с ценой деления 0,1 Н (стр.15 тетради). Выполнить задания 6,7 в тетради. Измерить проградуированным динамометром вес каких-либо тел и определить их массу.
Cлайд 15
Вывод. Научились градуировать шкалу динамометра и получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью измерять силы.
Cлайд 16
Закрепление изученного материала Вспомнили какие силы существуют в природе Как они обозначаются Выполнили лабораторную работу в ходе которой научились…………..