Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет
Cлайд 2
Компетентностная модель выпускника (проект третьего поколения ФГОС ВПО) Компетенции выпускника Универсальные Профессиональные Общенаучные Инструменталь- ные Общепрофес- сиональные Профильно-специа- лизированные Социально- личностные и общекуль- турные
Cлайд 3
Определения Компетентность – способность и готовность индивидуума применять на практике приобретенные знания и умения Компетентность специалиста – способность и готовность осуществлять деятельность в определенных профессиональных условиях, интегрированная характеристика личности, одной из составляющих которой является профессиональная квалификация Компетенция – обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет достигать поставленной цели. Компетенция – «знания в действии»
Cлайд 4
Компетентность – мотивированная способность и готовность действовать в определенных условиях Набор компетенций - актуальное, мотивирован- ное знание и понимание как действовать Квалификационные требования: знания, умения, навыки, ценности Деятельность Тестирование Содержание и структура компетенции
Cлайд 5
Формирование перечня компетенций Составление списка основных работодателей Формирование вузом перечня компетенций по данному направлению подготовки специалистов на основании: стандартов прошлого поколения; опыта преподавательского состава; рекомендаций экспертов; отзывов выпускников Оформление анкеты Рассылка анкеты и сбор результатов Анализ результатов, выявление важнейших компетенций, отмеченных большинством работодателей Выделение ядра компетенций и выбор направлений целевой подготовки
Cлайд 6
Схема выявления компетенций специалиста
Cлайд 7
Проектирование образовательной программы
Cлайд 8
Связи между компонентами компетенций и учебными модулями Учебный модуль Формируемые компетенции и компоненты К1 К2 К3 … КQ М1 * – М2 – – … … … … … МZ – –
Cлайд 9
Процесс формирования компетенций
Cлайд 10
Содержание компетенций в стандарте Инструментальные компетенции 8 ИН1 Способность использовать в социальной сфере и в познавательной и профессиональной деятельности элементарные навыки работы с компьютером 9 ИН2 Готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке 10 ИН3 Необходимое знание второго языка 11 ИН4 Способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности 12 ИН5 Навыки работы с информацией из различных источников 13 ИН6 Базовые знания в области информатики и современных информационных технологий 14 ИН7 Навыки использования программных средств и навыки работы в компьютерных сетях, умение составлять базы данных и использовать Интернет-ресурсы Общенаучные компетенции 1 ОН1 Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных науках 2 ОН2 Способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии 3 ОН3 Собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам 5 СК1 Способность порождать новые идеи 6 СК2 Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень 7 СК3 Способность и готовность к активному общению в научной, производственной и общекультурной деятельности
Cлайд 11
Содержание компетенций в стандарте Социально-личностные и общекультурные компетенции 15 СЛК1 Способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования 16 СЛК2 Настойчивость в достижении цели 17 СЛК3 Способность критически переосмысливать накопленный опыт 18 СЛК4 Толерантность 19 СЛК5 Умение работать самостоятельно и в коллективе, руководить и подчиняться Общепрофессиональные а) научно-исследовательская деятельность 20 ОП1 Способность эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для научных исследований в соответствии с профилем деятельности 22 УПК1 Способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в соответствии с профилем деятельности б) проектная деятельность 23 ОП3 Способность понимать принципы составления проектов производственных и конструкторских работ (в соответствии с профилизацией) 24 ОП4 Готовность пользоваться нормативными документами (в соответствии с профилизацией) и научно-производственных 25 УПК2 Способность составлять проекты научно-исследовательских и научно-производственных работ 26 УПК3 Способность и готовность к проектированию комплексных научно-исследовательских и научно-производственных исследований в соответствии с нормативными документами по профилю деятельности Профильно-специализированные компетенции 27 ПС1 Способность использовать специализированные знания фундаментальных разделов естественных наук (в соответствии с профилизацией) 28 ПС2 Способность использовать компьютер на уровне пользователя и информационные технологии для решения специализированных задач (в соответствии с профилизацией) 21 ОП2 Составление научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт, пояснительных записок (в соответствии с профилизацией)