Муниципальное образовательное учреждение «Вожбальская общеобразовательная школа» Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Пахолкова Н. Н.
Cлайд 2
Учебник «Русского языка» по программе Быстровой Е. А. - включен в Федеральный перечень; - допущен Министерством образования и науки Российской Федерации; - соответствует стандартам второго поколения.
Cлайд 3
Содержание обучения русскому языку в 5 классе (210 часов) Система языка — 165 ч Речь. Речевая деятельность — 45 ч
Cлайд 4
- яркая обложка, - цветные иллюстрации, - ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, - межпредметная связь.
Cлайд 5
Усвоение содержания обучения предмета русскому языку обеспечивает формирование и развитие компетенции коммуникативная; лингвистическая (языковедческая); языковая; культуроведческая.
Cлайд 6
Коммуникативная компетенция – это способность, реальная готовность к межличностному и межкультурному общения адекватно целям, сферам и ситуациям общения.
Cлайд 7
Коммуникативная компетенция включает в себя: знание речеведческих понятий; овладение основными видами речевой деятельности в разных сферах общения; овладение основами культуры устной и пиьменной речи; предполагает умение определять цели общения, оценивать его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера.
Цель обучения: - формирование навыков самого учебного процесса с учетом сферы, ситуации, адресата общения, социальной роли говорящих. Путь достижения цели : — речевая направленность самого учебного процесса, приближение его к условиям естественного общения.
Cлайд 14
Коммуникативные упражнения: сравните, сопоставьте, докажите, поправьте, возразите, предложите, объясните, уточните и другие. , а) коммуникативные целевые установки
Cлайд 15
Коммуникативные упражнения: б) часто создаются ситуации, которые требуют участия школьника в данном речевом общении.
Cлайд 16
. - основная единица обучения языку и речи; осуществляет изучение единиц языка, его грамматических форм и явлений; - средство овладения устными и письменными формами русской речи; обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание школьника; обеспечивает восприятие и принятие культуры русского народа, ее традиций и ценностей. Текст
Cлайд 17
Отбора текстов в учебнике по принципу обучения языку как полифункциональному явлению. - тексты учебно-научной литературы; - художественной литературы; - публицистической литературы; - включены отрывки, фрагменты из изучаемых произведений русской литературы; из учебников по другим предметам; проблемного характера; рассказы о жизни животных; материал детских журналов.
Cлайд 18
Из художественной литературы
Cлайд 19
Из историй
Cлайд 20
Из информатики
Cлайд 21
Тексты проблемного характера
Cлайд 22
Рассказы о жизни животных
Cлайд 23
Из разговорной речи
Cлайд 24
Работы с текстами выразительно прочитать текст, озаглавить, определить основную мысль, написание сочинений и изложений, - работа с разными видами словарей (толковым, орфоэпическим, синонимов , эпитетов, словообразовательным) - текстоведческий анализ текста ( тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).
Cлайд 25
Cлайд 26
Cлайд 27
Сочинение-миниатюра
Cлайд 28
Cлайд 29
Обучение проводится на фоне мира детства, его информационного пространства. Многие тексты могут быть знакомы учащимся, но авторы сочли возможным включить их в учебник, так как сложные явления русского языка целесообразнее усваивать на более простом текстовом материале.