Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе Сорокина Л.А.
Cлайд 2
Полоролевое воспитание – система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких знаний, отношений, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально-ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям. Полоролевое развитие – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминных (специфических женских) и маскулинных (специфических мужских) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола.
Cлайд 3
Позитивная полоролевая идентичность – результат полового воспитания и развития. Это такая совокупность знаний и представлений ребенка о себе как о мальчике или девочке, способов поведения и эмоционально-ценностного отношения к себе как к представителю определенного пола, которая обеспечивает ребенку адекватное социально-нравственным ценностям и нормам выполнение полоролевых функций и положительные взаимоотношения с людьми своего и противоположного пола. Компоненты ППИ: Когнитивный – отражает знания и представления ребенка о себе как о представителе определенного пола («образ Я»). Эмоциональный – представляет собой оценку и отношение ребенка к себе как к мальчику или девочке (самооценка). Поведенческий – описывает вероятную поведенческую реакцию, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.
Cлайд 4
Этапы полоролевого развития человека I этап – формирование полового самосознания – от рождения до 6 лет. II этап – усвоение половой роли – от 5-6 до 13 лет. III этап – формирование психосексуальных ориентаций – от 13 до 18 лет.
Cлайд 5
Педагогические условия полоролевого развития детей Полоразвивающее взаимодействие Родители Педагоги Ребенок Полоразвивающая предметная среда
Cлайд 6
Принципы организации педагогической работы по полоролевому воспитанию детей Социокультурный подход – учет социально-нравственных ценностей, установок, норм, традиций, обычаев и стереотипов социальных функций мужчин и женщин, сложившихся в обществе на данном историческом этапе. Комплексный подход – включение всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей; решение задач полоролевого воспитания посредством различных видов деятельности ребенка и разнообразных форм его активности; целостное воздействие на его интеллектуально-когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу. Дифференцированный подход – учет социально-психологических особенностей детей, что позволяет определить специфику содержания и форм работы с ними.
Cлайд 7
Принципы педагогического сопровождения полоролевого развития дошкольников Принцип природосообразности – использование закономер-ностей полоролевой идентичности и естественных механизмов становления психологического пола ребенка с целью выявления и предупреждения возможных проблем в полоролевом развитии. Принцип косвенного педагогического вмешательства –применение таких методов и приемов с каждым ребенком и детской группой в целом, которые не задевают чувства гордости, собственного достоинства и самоуважения. Принцип культуросообразности – воспитание в мальчиках и девочках таких маскулинных и феминных качеств, которые адекватны культуре данного общества, его традициям и ценностям. Принцип интеграции – использование полоспецифических форм и методов в сочетании с общепедагогическими способами взаимодействия с детьми при организации различных видов детской деятельности. Принцип учета психологических особенностей – выбор адекватных форм и способов взаимодействия с ребенком того или иного пола при оказании ему помощи и поддержки в процессе полоролевого развития.
Cлайд 8
Методы педагогического взаимодействия в процессе формирования позитивной полоролевой идентичности Метод позитивного зрения – акцентирование внимания детей на положительных стереотипах мужского и женского типов поведения близких и известных людей. Метод позитивной позиции – «погружение» ребенка в положительный опыт маскулинного и феминного поведения. Метод диалога – проведение занятий-тренингов в форме диалога, в котором принимают участие как дети, так и воспитатель. Метод игры – сюжетно-ролевые игры, помогающие закрепить позитивные стереотипы маскулинного и феминного поведения у детей. Метод «привязанности» - работа по воспитанию любви к маме и другим членам семьи; знакомство с родословным древом. Метод упражнения – использование стремления детей подражать взрослым в повседневной жизни группы.