Разработка проведения урока производственного обучения. Специальность: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Cлайд 2
Тема «Техническое обслуживание и ремонт электрических машин» является одной из основных тем 2-го курса т.к. электрические машины являются основой силового оборудования и очень важно, как учащиеся усвоили этот материал и применяют его на практике. Поэтому материал этой темы я вынес на зачет, состоящий из двух этапов: 1 этап – теоретический 2 этап – практический 1 этап зачета проводится в виде соревнования между командами, т.е. применяется технология «Обучение в малых группах» или «Обучение в сотрудничестве» Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учащихся их интеллектуального развития, но и нравственного – помочь другу. 2 этап-- Все учащиеся должны собрать одну из схем, предложенных мастером производственного обучения. Таким образом проводимое занятие предусматривает командную и индивидуальную работу учащихся и позволяет оценить работу учащихся, знания и умения как всей команды, так и каждого учащегося в отдельности.
Cлайд 3
Тема урока: «Техническое обслуживание и ремонт электрических машин и пускорегулирующей аппаратуры» Цель урока: Определить уровень овладения знаниями по теме, умение применять знания на практике. Тип урока: Контрольно – проверочный урок Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков. Метод: Частично – поисковый. Учебно – материальное оснащение урока: Комплект номеров Карточки Комплект заданий Проектор Компьютер Тренажеры для сборки схем Электромагнитные пускатели ПМЕ-211 Кнопочные станции Электродвигатель мощностью до 600 вт Провод АПВ Комплект электромонтажного инструмента
Cлайд 4
Ожидаемый результат: Знать конструкцию электрических машин, пускорегулирующих аппаратов, основные неисправности и их причины. Уметь подключать электродвигатели через пусковую аппаратуру. Уметь работать в коллективе. Последовательность урока: № Этап урока Время 1 Введение в учебную деятельность 10мин 2 Формирование команд 10 мин 3 Конкурс капитанов 20 мин 4 Разминка 20 мин 5 Теоретическое задание 25 мин 6 Схемы 20 мин 7 Конкурс «Эрудит» 15 мин 8 «Техническое обслуживание» 15 мин 9 Инструктаж 20 мин 10 Практическая работа 1 час 40 мин 11 Подведение итогов 20 мин
Cлайд 5
1. Организация коллективного внимания учащихся. Объяснение цели предстоящего занятия вопросами: Как (индивидуально, коллективно) работают электромонтеры? Почему бригадами? Урок будет построен на работе командами. Работа команд организуется капитанами. 2. Формирование команд. Т.к. капитаны команд должны: Организовать работу команды Оценить возможность каждого члена команды и правильно выбрать для них задания Проконтролировать работукаждого члена команды и при необходимости помочь капитанов команд определяет заранее мастер. Между ними жеребьевка проводится после деления учащихся по командам. Формирование команд проходит по принципу «случайности», что исключает недовольство между членами одной команды. Учащимся предлагается взять фигурку из бумаги, на обратной стороне которой написана цифра (1,2,3,4 и т.д.) обозначающая номер команды. Количество команд зависит от числа учащихся на занятии; в команде вместе с капитаном должно быть не более пяти человек. Аналогичные фигурки с номерами берут капитаны и идут в свои команды. Ответы учащихся Учащиеся садятся за столы, с соответствующим номером
Cлайд 6
3. Конкурс капитанов Капитаны команд приглашаются за первым заданием. Каждый капитан берет конверт, в котором находится задание. На обдумывание ответа дается 10 минут. Капитанам помогают члены команды. Ответ оценивается по пятибалльной шкале. При оценке учитывается: Полнота ответа Убежденность Оригинальность 4. Разминка Каждому члену всех команд предлагается выбрать карточку с вопросом, на который необходимо сразу же дать ответ. Ответ оценивается по двойной шкале: за правильный ответ – 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. В итоге каждая из команд зарабатывает от 0 до 5 баллов. 5. Теоретическое задание Капитаны выбирают конверт, в котором находится задание, состоящее из теоретических вопросов. Задача капитана – распределить вопросы между членами команды. При подготовке члены команды помогают друг другу, при ответе на вопрос помогать запрещено. На подготовку дается 15 мин. Через 15 мин мастер подходит поочередно к каждой команде и слушает ответы. Каждый ответ оценивается от 0 до 5 баллов Готовит ответ вся команда, отвечает капитан. Ответы каждого члена команды Ответы учащихся
Cлайд 7
6. Работа со схемами Капитаны команд берут новый конверт с новыми заданиями, при выполнении которого учащиеся должны проявить умения работать со схемами. Общая работа коллективная- ответы индивидуальные. Ответы оцениваются также баллами, от 0 до 5. 7. Конкурс «Эрудит» Все команды работают одновременно. Используямультимедийныйпроектор выводим на экран изображение и ставим вопрос: Написать название деталей электромагнитного пускателя. Назначение данного приспособления. Указать тип ротора двигателя переменного тока. Указать название деталей (узлов) двигателя постоянного тока. Написать название условного обозначения схем. Идентифицировать представленные коммутационные аппараты. Изображение на экране остается 3-5 мин, в течение этого времени учащиеся должны ответить письменно на вопрос. Ответ по каждой позиции оценивается в 2 балла. Ответы учащихся Учащиеся смотрят изображение и дают письменные ответы.
Cлайд 8
8.Техническое обслуживание Задание каждой команде: Объяснить в чем заключается техническое обслуживание: Магнитных пускателей Двигателей переменного тока Командоаппаратов Двигателей постоянного тока Ответы оцениваются от 0 до 10 баллов 9.Мастер подводит предварительные итоги работы команд, сообщая учащимся сколько баллов набрала каждая команда 10. Практическая работа Все учащиеся должны собрать предложенную мастером производственного обучения схему. На монтаж схемы устанавливается контрольное время, например ~ 1 час 30 мин., по истечении которого работа прекращается. Мастер принимает выполненную работу, оценивая: Объем собранной схемы Качество монтажа Расход провода Соблюдение правил ОТ и ТБ Работа оценивается из расчета 50 баллов. Количество баллов может быть увеличено, если схема собрана за время, меньше контрольного. Учащиеся составляют план ответа, отвечает капитан. Выполнение работы
Cлайд 9
11. Подведение итогов По окончании работы мастер подсчитывает общее количество баллов команды в целом и каждого участника индивидуально. В зависимости от количества заработанных баллов распределяют места между командами и индивидуально между всеми участниками. Мастер анализирует работу команд и всех участников игры. Отмечается: Активность Знание материала Умение применить знание Практические навыки Организованность и т.д. По результатам работы каждому учащемуся ставится оценка, являющаяся зачетной
Cлайд 10
Приложение: Конкурс капитанов. Кто может получить профессию электромонтера? Чем профессия «электромонтер» отличается от других профессий? Сформируйте определение: «Электромонтер – это…..» Что должен знать и уметь электромонтер? Командная разминка Состоит из небольших вопросов по зачетным темам, на которые учащиеся отвечают без подготовки. 1.Двигатель переменного тока останавливается при увеличении нагрузки. Почему? 2.Перечислите возможные причины вибрации двигателя под нагрузкой. 3.Какие можно назвать первые признаки неисправности электрооборудования? В каких случаях производят аварийную остановку электрических машин? 4.В чем сходство и различие аппаратов автоматического и неавтоматического управления? 5. В чем различие асинхронного и синхронного электродвигателя? 6. Для чего предназначен трансформатор? 7. Соотношение между значениями I и U при соединении звездой и треугольником. 8. КПД трансформатора. 9.От чего зависит скорость вращения двигателя постоянного тока и как её можно регулировать? 10.Дать определение электрической системы.
Cлайд 11
Схемы: Составить схему нереверсивного пуска асинхронного двигателя с помощью электромагнитного пускателя со световой сигнализацией Составить схему подключения люстры с одной лампой в полнакала. Составить схему подключения освещения через магнитный пускатель и кнопочный пост. Составить схему подключения нагрузки звездой через магнитный пускатель. Составить схему включения нереверсивного пуска двигателя с двух разных мест. По схеме, приложенной к заданию, составить последовательность соединений .
11-статор, ротор, машина асинхронная трехфазная 12- машина постоянного тока послед. возбуждения, машина постоянного тока независ. возбуждения, машина постоянного тока 13- ротор, машина электрическая, генератор 3-х фазный 14- машина синхронная трехфазная(обмотка треугольник), машина постоянная с параллельным возбуждением, машина постоянная со смешанным возбуждением.
Cлайд 25
Название, характеристики , применение
Cлайд 26
Cлайд 27
Cлайд 28
Cлайд 29
Cлайд 30
Cлайд 31
Cлайд 32
Cлайд 33
Cлайд 34
Памятка МАСТЕРУ Учитесь читать по лицам учащихся, старайтесь увидеть, чего они ждут от вас. Чаще ставьте себя на место ваших учеников, старайтесь понять их затруднения. Поощряйте даже самые малые попытки учащихся думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему, самостоятельно, творчески. Помогайте учащимся достигнуть цели, но не навязывайте своего мнения. Как можно чаще давайте учащимся почувствовать радость успеха. Не опекайте учащихся по мелочам, доверяйте им по крупному счету. Умейте прощать учащимся мелкие проступки, не возводите мелочи в принцип. Старайтесь быть всегда подтянутым, опрятным, аккуратным не только внешне, но и внутренне. Ко всем учащимся, независимо от симпатий, относитесь ровно, с едиными мерками требовательности. Ни один проступок, ни одно хорошее дело учащегося не должно проходить мимо вашего внимания; учащиеся всегда должны чувствовать, что мастер все знает, все видит. Во взаимоотношениях с учащимися никогда, даже в самых сложных ситуациях, не унижайте человеческого достоинства учащегося. Ни в коем случае не наказывайте трудом, ибо труд – дело чести. К серьезным наказаниям прибегайте крайне редко, старайтесь обойтись без них. Всегда поддерживайте бодрый, жизнерадостный стиль, тон в деятельности коллектива группы.