Урок русского языка в 8 классе на тему: «Предложение» Учитель: Грибанова Ирина Эдуардовна МОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края
Cлайд 2
Функции предложения Если словосочетание, как и слово, называет, то предложение в языке сообщает. Простое предложение - это минимальная единица речи, служащая средством формирования, выражения и сообщения мысли.
Cлайд 3
Основные функции предложения: 1) сообщение о реальном, возможном или желаемом факте: Похолодало. Пусть бы похолодало. К вечеру может похолодать. 2) выражение вопроса: Когда ты вернешься? Почему все так получилось? 3) выражение побуждения к действию: Помоги мне, пожалуйста. Откройте окно в комнате. Скорее спешите на помощь!
Cлайд 4
Основными признаками предложения являются: функция сообщения; предикативность; смысловая и интонационная законченность.
Cлайд 5
Предикативность Грамматическое значение простого предложения, (от латинского слова praedicatum - высказанное), представляет собой единство грамматических значений времени и наклонения, выражаемых глаголом-сказуемым. Средствами выражения предикативности предложения являются формы наклонения и времени глагола-сказуемого, а также интонация конца предложения. Предикативностью (грамматическим значением) обладают также предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена. Например: Рассвело. Пахнет сеном. Тишина. В предложениях с одним главным членом - подлежащим средством выражения предикативности является только интонация конца предложения.
Cлайд 6
Три основных вида синтаксической связи слов в предложении: сочинительная связь (сочинение); подчинительная связь (подчинение); предикативная связь.
Cлайд 7
При сочинительной связи компоненты равноправны. Сочинительной связью связываются однородные члены предложения . Например: отец и дочь читает, пишет не в саду, а в лесу
Cлайд 8
При подчинительной связи один компонент подчиняется другому. Подчинительной связью связываются слова в словосочетании. Например: красивый олень растит сына идет не спеша
Cлайд 9
Предикативная связь это связь между равноправными компонентами, которые взаимно подчиняются друг другу. Предикативной связью связываются в предложении подлежащее и сказуемое. Например: Сестра работает. Выпал снег. Деревья красивы.
Cлайд 10
Порядок слов Распространенное мнение о свободном порядке слов в русском языке - глубоко ошибочно. В создании предложения как единицы языка важная роль принадлежит порядку слов. Каждое предложение характеризуется определенной последовательностью расположения своих членов. Обычный порядок слов называется прямым, необычный - обратным. При прямом порядке слов важнейшая информация (то, что сообщается о предмете речи), как правило, находится в конце предложения. Логическое ударение падает на конец предложения. При обратном порядке слов важнейшая информация переносится в начало предложения. Меняется не только порядок слов. Меняется и логическое ударение: оно падает уже на начало предложения, и таким образом выделяется важная часть предложения.
Cлайд 11
Инверсия Обратный порядок слов в предложении называется инверсией. Инверсия - стилистический прием, с помощью которого логически выделяется тот или иной член предложения. Широко используется инверсия в стихотворных текстах, требующих ритмической организации речи: По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. (А.С. Пушкин.)
Cлайд 12
Классификация предложений По количеству грамматических основ: простые и сложные. Светает. Я беру весла и иду к реке. Вокруг тишина. (простые) Темнело, и я поспешил домой. Теплое утро, и чуть моросит. (сложные) По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Мы гуляли по осеннему лесу. (повествовательное) Вы были в осеннем лесу? (вопросительное) Идите в осенний лес! (побудительное) По силе выраженного чувства (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные. Красив осенний лес. (невосклицательное) Как красив осенний лес! (восклицательное)
Cлайд 13
Классификация предложений По наличию второстепенных членов: распространенные и нераспространенные. Неожиданная весть поразила меня. (распространенное) Весть поразила. (нераспространенное) По строению грамматической основы: двусоставные и односоставные Цвели яблони в саду. (двусоставное) Подали чай. Утро. (односоставные) По выраженности - невыраженности членов: полные и неполные. Когда вы вернетесь домой? Домой мы вернемся к обеду. (полные предложения). Кто читал эту книгу? Все читали. (неполное предложение).