Обобщающий урок по теме «Сложное предложение» Урок русского языка в 9 классе Учитель Кирина Елена Евгеньевна
Cлайд 2
С чего начинается Родина? Россия не абстрактное понятие. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать… Д.С.Лихачев
Cлайд 3
Дмитрий Сергеевич Лихачёв выдающийся советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 — АН СССР). Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов. Д.С.Лихачев на ступеньках Успенского собора Московского Кремля
Cлайд 4
Cлайд 5
«Любовь, уважение, знание...» из книги «Письма о добром и прекрасном» 1) Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? 2) Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. 3) Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. 4) Я р..дился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектурный обл..к которого связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. 5) По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. 6)Замечательно: первое большое здание города несло печать выдающ..гося таланта. 7)Дворец был в очень плохом состоянии, потому что стоял бли..ко от линии фронта. 8)Но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его. 9) Если бы к нему прик..снулись руки реставраторов, какой бы праз..ничной стала увертюра к Ленинграду. 10) Снесли! 11)Снесли в конце шестидесятых годов. 12) И н..чего нет на этом месте. 13) Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжа..шь. 14) Горько, потому (что) утрата любого памятника культуры невосстановима, потому что они ведь всегда индивидуальны. 15) Материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами. 16) «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. 17) На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. 18) Все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста. 19) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. 20) И еще — с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое родное слово. 21) Вот эти важнейшие человеческие качества: любовь, уважение, знание - и поможет тебе открыть в своей душе история.
Cлайд 6
Растрелли Бартоломео Франческо (1700 -1771) Зимний дворец. Смольный монастырь Екатерининский дворец Зимний дворец Б.Ф.Растрелли - знаменитый русский архитектор итальянского происхождения; граф, кавалер ордена Святой Анны, академик архитектуры.
Cлайд 7
Росси Карл Иванович (1775–1849) Карл Ива нович Ро сси российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Русский музей в Петербурге Здание Главного штаба
Cлайд 8
Джа комо Анто нио Доме нико Кваре нги (1744-1817) Академия наук Санкт-Петербурга Конногвардейский манеж Д.Кваренги - известный архитектор и живописец, один из ярких представителей классицизма в русской архитектуре Колокольня Владимирской церкви Ассигнационный банк
Cлайд 9
Захаров Андреян Дмитриевич (1761-1811) А.Д.Заха ров — русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Адмиралтейство Горбатый и львиный мосты в Гатчине
Cлайд 10
Воронихин Андрей Никифорович (1759-1814) Казанский собор на Невском проспекте Петербурга Здание Горного института Кабинет «Фонарик» в Павловске А.Н.Ворони хин — русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.
Укажите предложение, в котором наиболее полно отражена основная мысль текста: 1) 2 2) 14 3) 17,18 4) 19,20
Cлайд 14
Основная мысль текста: 19) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. 20) И еще — с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое родное слово.
Cлайд 15
Какое значение слово «запас» имеет в данном тексте (предложение 16): 1). То, что запасено; то или иное количество чего-либо заготовленного впрок. 2). То или иное количество чего-либо имеющегося для использования. 3). Совокупность имеющихся у кого-либо знаний, способностей, чувств. 4). Наличие материального и духовного богатства человечества (сокровищница).
Cлайд 16
Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА (предложение 21), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Cлайд 17
Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектурный облик которого связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.
Cлайд 18
Среди предложений 19-21 найдите предложение, соответствующее схеме: [ O: O, O, O - = ].
Cлайд 19
В предложении 18 пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения. Все дело в том,(1) что к патриотизму слишком долго призывали,(2) а его надо воспитывать с самого раннего возраста.
Cлайд 20
В предложении 13 пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. Пусто там,(1) где он стоял,(2) пусто в душе,(3) когда это место проезжаешь.
Cлайд 21
Укажите виды всех придаточных предложений, которые встретились во втором абзаце. 1 вариант – предложения с 4 по 12 2 вариант - с 13 по18
Cлайд 22
Среди предложений 4-8 найдите бессоюзное сложное предложение. Составьте схему этого предложения.
Cлайд 23
Приведите примеры из своего жизненного опыта, подтверждающие основную мысль текста. Основная мысль текста: любовь к родному краю, родной культуре и речи начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к своему дому, к окружающим людям.
Cлайд 24
Д.С.Лихачев Россия не абстрактное понятие. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать…
Cлайд 25
Домашнее задание (на выбор) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В.Успенского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Cлайд 26
Домашнее задание (на выбор) Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Cлайд 27
Домашнее задание Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы, взятой из предложения 16: ««Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.