Текст: 1. О чём? (ты увидишь тему) Тема – это то, о чём идёт речь в произведении; круг событий и явлений, лежащих в основе произведения, предмет художественного изображения. Например: Автор (или фамилия автора текста) повествует о войне. Автор (или фамилия автора текста) рассказывает о поведении человека на войне. Тему можно: Определять По-разному решать Формулировать Изложить Развить Осмыслить Раскрыть Трактовать Тема может быть: Основной Философской Актуальной Вечной Важной Общечеловеческой Глубокой Главной
Cлайд 3
2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты увидишь проблемы) Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдёшь основную проблему) Проблема – это основной вопрос, который поднял автор. Проблема может быть: Злободневной Острой Важной Серьёзной Основной Назревшей Неразрешимой Наболевшей Главной Сложной
Cлайд 4
Типы проблем: Философские (самые общие вопросы развития общества, природу, человека) Социальные (устройства и жизнь общества) Политические (деятельность государственной власти) Нравственные (духовная жизнь человека, взаимоотношения людей) Экологические (взаимоотношение человека и окружающей среды) Эстетические (восприятие человеком прекрасного)
Cлайд 5
Алгоритм выявления проблемы текста: Выявите основную мысль текста Запишите её в виде законченного предложения Определите, на какой вопрос отвечает это предложение Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста
Cлайд 6
Способы формулировки проблемы:
Cлайд 7
1) Если проблемы можно сформулировать кратко – одним словом или словосочетанием, - подойдёт конструкция «проблема + существительное» в род.падеже. Например: Автор поднимает проблему готовности к подвигу, самопожертвованию. Автор предлагает задуматься над проблемой самопожертвования человека в экстремальной ситуации. В центре внимания автора проблема героизма человека на войне.
Cлайд 8
2) Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений. Например: Какое влияние оказывает война на душевное состояние человека? Над этой важной нравственной проблемой задумывается автор. Что такое подвиг? Над этой серьёзной нравственной проблемой предлагает свои читателям задуматься автор. Что толкает человека на самопожертвование? Над этой важной нравственной проблемой размышляет автор.
Cлайд 9
3) В некоторых текстах можно найти авторскою формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату. Например: «Как расценивать отношение к языку, которым мы говорим?» - таким острым вопросом начинает свой текст Д.С. Лихачёв.
Cлайд 10
ЗАПОМНИТЕ : ПРОБЛЕМА (ЧЕГО?) речи человека. ВОПРОС (О ЧЁМ?) о речи человека. ПРОБЛЕМА – ЭТО ВОПРОС, над которым размышляет автор.
Cлайд 11
К1. Формулировка проблем исходного текста. 1 балл - экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 0 баллов - экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. Критерии оценивания ответа на задание С1 Содержание сочинения
Cлайд 12
3) Комментирование проблемы с опорой на исходный текст. Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста. Он должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже. Комментарий показывает, несколько глубоко понята проблема.
Cлайд 13
Алгоритм комментирования: Исходный текст разделите на микротемы – предложения, объединённые одной мыслью Выделите основную мысль каждой микротемы Сформулируйте данную мысль Запишите её в виде пункта плана Используйте глаголы (см. таблицу, данную ниже) Покажите, что делает автор, рассуждая над проблемой, как он позволяет читателю увидеть ход своих мыслей
Cлайд 14
Глаголы, передающие способы авторскогоподхода к раскрытию проблемы Автор рассматривает,анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает… Глаголы, передающие мысли, особо важные автору Автор обращает внимание на…,заостряет, акцентирует внимание (на чём?)…, подчёркивает,выделяет, отмечает (что?), указывает (на что?)…
Cлайд 15
Запомните: 1) Опора на исходный текст – основное требование к комментарию. Включайте в комментарий небольшие цитаты, косвенную речь, подтверждающую ваши мысли. 2) Не пересказывайте, а анализируйте текст. Покажите, как автор раскрывает проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли. Пишите не о том, что делают герои, а о том, что делает автор. 3) Не увлекайтесь цитированием.. Помните, что цитата должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять её Не цитируйте больше одного предложения и всегда комментируйте, объясняйте цитаты. 4) Следите за логикой мысли. Включайте в комментарий только ту информацию исходного текста, которая непосредственно связана с выделенной вами проблемой.
Cлайд 16
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. 2 балла - сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. 1 балл - сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. 0 баллов - сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментария дан просто пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. Критерии оценивания ответа на задание С1. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Cлайд 17
4) Авторская позиция. Авторская позиция – это вывод, к которому пришёл автор текста. Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – это ответ на данный вопрос. Позиция автора может быть выражена ПРЯМО (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т.п.) или КОСВЕННО (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Cлайд 18
Автор (ЧТО ДЕЛАЕТ?) Автор утверждает, что… Автор считает, что.. Автор подводит читателя к выводу о том, что... Позиция автора такова… Автора призывает на (к чему?) Автор убеждает нас в том, что… Автор осуждает (кого? что? за что?)
Cлайд 19
ЗАПОМНИТЕ: Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными событиями, поступками героев. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – всё это средства выражения авторской позиции. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце сочинения. Формулируйте авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно.
Cлайд 20
К3. Отражение позиции автора исходного текста. 1 балл - экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. 0 баллов - позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не формулируется. Критерии оценивания ответа на задание С1.
Cлайд 21
Например: (проблема готовности к подвигу, к самопожертвованию) Автор утверждает, что готовность к самопожертвованию определяется не физическими данными человека, а его нравственной силой. ИЛИ (проблема героизма) По мнению автора, героизм на войне обусловлен патриотическим порывом и чувством ответственности человека.
Cлайд 22
Аргументация собственной позиции. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для основания какой-либо мысли. Аргументы – это доказательства, проводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения. Например: Согласен полностью с позицией автора (писателя или фамилия автора текста). Не могу не согласиться с мнение автора (писателя или фамилия автора текста). В качестве примера могу привести… Подтверждение мысли автора можно найти в художественной литературе. Например,…