Написание сочинения (Часть С) Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Волошиной Е.М.
Cлайд 2
Этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия: а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы; б) комментарий, виды комментария, способ оформления; в) выявление позиции автора и способы ее оформления; г) аргументация собственной позиции, виды аргументов; 3) работа над композицией сочинения; 4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.
Cлайд 3
Первый этап: проблема текста Ключевые вопросы: Что такое проблема? Как выявить проблему текста? Как сформулировать проблему текста?
Cлайд 4
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. ВИДЫ ПРОБЛЕМ Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.
Cлайд 5
Определяя проблему, важно понять, что можно c ней «сделать». Коснуться какой-либо проблемы. Уделить внимание какой-либо проблеме. Над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.
Cлайд 6
Выявление проблемы Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинения.
Cлайд 7
Способы формулирования проблемы В виде вопроса Типовая конструкция В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания В.Ганичева актуальная проблема исторической памяти. Надо ли сохранять в истории, помнить имена и подвиги людей, прославивших себя в какой-либо профессии или при защите отечества, таких, например, как Фёдор Ушаков? – над этой проблемой размышляет в своём тексте В. Ганичев.
Cлайд 8
Образцы типовых конструкций для формулировки проблемы В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) актуальная проблема (чего?). Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?). Одним из самых существенных вопросов, думается, является вопрос (о чем?). В предложенном для анализа тексте (кто?) касается проблемы (чего?).
Cлайд 9
Второй этап: комментирование проблемы Ключевые вопросы: Что такое комментарий? Каковы типы комментирования текста?
Cлайд 10
Комментарий – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Два типа комментария 1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. 2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Внимание! Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Cлайд 11
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Какие эмоции автора выражены в тексте? Внимание! Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор. !!! Напомним, что при оценивании комментария учитываются фактические ошибки, связанные с искажением информации текста.
Cлайд 12
Образцы типовых конструкций для передачи действий автора Автор рассказывает, концентрирует внимание читателя на, подчеркивает, обращает наше внимание на, замечает, размышляет над, приводит одно из определений, высказывает интересное предположение, особо останавливается на, анализирует, неоднократно возвращается к, подробно комментирует, затрагивает, касается, ссылается на, иллюстрирует, цитирует, приводит примеры, факты и т.д.
Cлайд 13
Третий этап: выявление авторской позиции. Ключевые вопросы: Что такое авторская позиция? Как выявить и сформулировать авторскую позицию?
Cлайд 14
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте Внимание! Для выражения позиции автора далеко не всегда можно подобрать цитату, точно и полно выражающую основную мысль текста. Именно ваша формулировка должна продемонстрировать умение анализировать текст. Следует помнить, что речь от первого лица в художественном тексте обычно принадлежит герою, рассказчику, которого не следует путать с автором, – их позиции могут не совпадать. Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке:
Cлайд 15
Способы формулирования авторской позиции: Позиция автора такова:... Автор считает, что... Автор стремится донести до читателя мысль о том, что... Автор убеждает нас в том, что... Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста (кого?) убеждает читателя в том, что… Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа: В тексте доказывается мысль о том, что... Основная мысль текста заключается в том, что...
Cлайд 16
Четвёртый этап: Аргументация собственной позиции. Виды аргументов Ключевые вопросы: Что такое аргументация? Каковы основные виды аргументов?
Cлайд 17
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что…
Cлайд 18
В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: 1) тезис (положение, которое надо доказать); 2) аргументация (доказательства, доводы); 3) вывод (общий итог). Внимание! Недостаточно лишь формально заявить о своем мнении (Я согласен / не согласен с автором). Позиция пишущего должна быть подкреплена двумя аргументами.
Cлайд 19
Поддерживающая и опровергающая аргументация Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезисы совпадают. Обратите внимание на то, что нужно постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои. Внимание! Типичная ошибка! Если вы поддерживаете позицию автора, не следует специально анализировать его аргументы.
Cлайд 20
должны быть: правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными, простыми, понятными; отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу. должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором выпускнику придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от него такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С). Аргументы «за» Аргументы «против»
Cлайд 21
ТИПЫ АРГУМЕНТОВ 1. Естественные доказательства (показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. Ярким примером такой аргументации является довод «к очевидному»). 2. Логические доказательства (это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму) . 3. Чувственные аргументы (аргументы к пафосу¹.) . ¹Пафос - воодушевление, подъём, энтузиазм
Cлайд 22
Естественные доказательства. 1.Ссылка на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек, т.е. апеллируем к опыту, который одинаков у большинства и потому очевиден: каждый испытывал боль, каждому знакомо чувство обиды, большинству знакомо состояние вдохновения и т.п. 2. Свидетельства самого автора сочинения. В этом случае ученик обращается к событиям из своей жизни или жизни окружающих, ссылаясь на факты, которые имеют прямое или косвенное отношение к доказываемому тезису.
Cлайд 23
Естественные доказательства. 3. Ссылки на авторитет. (Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» – сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости. «Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. ). Например: Гениальный русский ученый Д.И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр I говорил, что...; Любой историк скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...; Как установлено японскими учеными, …
Cлайд 24
Логические доказательства. 1. Рассуждение с дефиницией¹. ¹Дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова. Например: Нередко считают, что культурный человек – это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям. (Д.С. Лихачев)
Cлайд 25
Логические доказательства 2. Силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (умозаключение). Например: Каждый патриот испытывает чувство любви к своей стране. Любая страна – это множество больших и малых городов, сел, деревень, хуторов, населенных людьми. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и друзья, к родному городу – это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм – любовь к своему Отечеству.
Cлайд 26
Логические доказательства 3. Аналогия – умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса. Внимание! Аналогия нуждается в принципиально похожем примере Например: Иной раз, выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться или даже погибнуть в лесной чаще, не найдя правильного пути. Не меньшую опасность таит в себе ошибка при выборе профессии: можно бесцельно потратить всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом, не найдя достойного применения своим способностям.
Cлайд 27
Чувственные аргументы 1) аргументы к обещанию предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство; 2) аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство).
Cлайд 28
Список использованной литературы 1. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку // газета «Русский язык». № 12/2006. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений // газета «Русский язык». № 17/2007. 3. Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2003. 4. Русский язык. 9-11 классы. Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов (рекомендации, уроки, дидактические материалы, образцы сочинений)/ авт. –сост. Н.Я. Нелюбова и др.. Волгоград: Учитель, 2010. 5. Егораева т.Г. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3(С). – М.: Издательство «Экзамен», 2009