СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы МОУ «средняя школа № 13»
Cлайд 2
ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Чтение текста не менее 3-х раз. Беседа по тексту: тема текста (о чём говорится в тексте?); главная мысль текста (чему учит текст? что хотел сказать автор текста?); проблема текста (проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования);
Cлайд 3
главная информация текста; ключевые слова; составление плана текста (выделение микротем).
Cлайд 4
ВСТУПЛЕНИЕ Зачин — это первое предложение или первый абзац текста. Тип зачина зависит от жанра письменного или устного текста (например, зачин доклада или зачин дружеской беседы явно различаются), а также от намерений автора (целеустановки). Выделяются следующие типы зачинов: 1. Постановка проблемы (Умение правильно говорить и мыслить — неотъемлемое качество образованного человека). 2. Проблемный (риторический) вопрос, вопрос-стимул (Надо ли стремиться к славе? - с этого вопроса начал одну из своих речей Цицерон). 3. Пример («розы завяли», «шнурки в стакане», «шпоры», «хвост», «плавать» — все эти слова знакомы и незнакомы). Примером может быть даже случай из собственной жизни. Пример в качестве зачина — достаточно неожиданный прием и поэтому всегда вызывает интерес.
Cлайд 5
4. Замечание о важности темы для общества или для данной аудитории («Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны: нельзя достигнуть какой-нибудь иной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции», — А. Сахаров) 5. Цитата (использование для развёртывания текста какого-либо изречения, например, Писатель Е. Богат говорил: «Хорошие люди не любят, когда о них пишут»). 6. Обозначение временного отрезка (Наше время даёт возможность по-новому отнестись к лингвистическим явлениям, которые всегда существовали в языке). 7. Юмористическое замечание (Вас сегодня хвалят. Это нестерпимо для того, кого хвалят: своего рода китайская пытка. И страшно приятно для тех, кто хвалит… - П. Струве).
Cлайд 6
8. Ниточка (выделение в качестве цитаты основной темы исходного текста; в процессе создания сочинения разматываете «ниточку» и добираетесь до смысловой сердцевины исходного текста). 9. Ключевое слово (определение темы исходного текста; выделение ключевого понятия; раскрытие смысла этого понятия, например, «К. Паустовский» - «писатель» - ключевые слова темы). 10. Миф (использование для развёртывания текста мифа).
Cлайд 7
11. Аллегория (проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным примером). 12. Именительный темы (назвать несколько (либо одно) имён, которые причисляют к когорте великих людей). 13. Маска неискушённого читателя (показать свои неглубокие знания по той проблеме, которую ставит автор текста, например, Что мы знаем о …? Чаще всего наши знания ограничиваются самыми общими представлениями: …).
Cлайд 8
ТЕКСТ (1) Человек — первое животное, сумевшее внести изменения в окружающий его мир. (2) Как утверждает нобелевский лауреат Франсуа Жекоб, человек стал первым детищем эволюции, обладающим силой подчинить эволюцию себе, то есть изменить самого себя. (3) Именно это и вызывает тревогу: что нас ждет в будущем — какие сюрпризы и опасности? (4) Я имею в виду возможности, открывшиеся в последнее время перед биологами в области измене ния человеком себя самого как вида. (5) За последние тридцать лет успехи биологии более существенны, чем за последние тридцать веков.
Cлайд 9
(6) Биологи открыли фактор, от которого зависит организация живых существ, этакий законопроект, на основании которого строятся различные живые формы. (7) Теперь установлено, что в генетический код, как и в любой закон, можно вносить изменения. (8) И хотя создание в лабораторных условиях какого-либо супергения или суперпреступника — дело весьма далекого будущего, уже сейчас мы в состоянии задуматься об изменениях генетического потенциа ла, которые могут повлиять на распределение полов, то есть решать, какое количество мальчиков и какое количество девочек должно родиться в тот или иной период.
Cлайд 10
(9) Что же делать?! (10) Да, мы открыли генетический код — код жизни, мы научились наконец разбираться в поразительном един стве человека как живого существа при всем разнообразии индиви дов. (11) Но манипуляции на генетическом материале сопряжены, по-видимому, с огромным риском. (12) Мы можем избавить че ловечество от старых бед, но мы можем и вызвать к жизни новые, непредвиденные и непредсказуемые чудовища. (13) Ученые дали в руки человеку «чудесные игрушки», с помощью которых он может добиться огромных успехов в развитии цивилизации, но и сам чело век, кажется, вот-вот станет игрушкой...
Cлайд 11
(14) Что же делать? (15) Действовать или бездействовать? (16) Экспериментировать, искать или объявить мораторий? (17) Одни говоря;: чтобы познавать, надо рисковать. (18) Им отвечают: да, но мы оказались в положении, когда не столько можем открыть то, что есть, сколько создать то, чего пек (19) И этот разнобой во взглядах естествен. (20) Одна и та же техника опыта на генах может обернуться и добром и злом. (21) Ч го несет с собой генетическая инженерия?
Cлайд 12
(22) Надо ли отгадывать те загадки, которые задает нам мир сегодня? (23) Эти мучительные сомнения объясняются во многом тем, что в наш век наука и техника развиваются несравненно быстрее, чем в века минувшие. (24) А мудрость человечества, его нравственное со знание развиваются по-прежнему медленно. (25) Возьмите гигантских доисторических рептилий — динозавров. (26) Эти животные достигли огромных размеров, потому что на первом этапе их эволюции величина была важнейшим фактором в борьбе за существование.
Cлайд 13
(27) Но поскольку увеличение роста не сопровождалось развитием остальных характеристик, в первую очередь мозга, животные вымерли. (28) Сегодняшний «мозг» человечества — его нравственное созна ние — катастрофически отстает от огромного «научного тела». (29) Именно поэтому ряд видных биологов Западной Европы и Америки и решил отказаться от дальнейших исследований в области генетики до тех пор, пока этическая ответственность, наш «мозг» не разовьется, не станет более высоким... (По Е. Боготу)
Cлайд 14
ПРОБЛЕМА Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, главную, актуальную, злободневную, острую, назревшую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную. Проблема имеет свой объект, например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Коснуться какой-либо проблемы. Уделить внимание какой-либо проблеме. Над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.
Cлайд 15
Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами: оценить объект проблемы (ответить на вопросы «Чья это проблема?», «Что это за проблема?»), например: «Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; «В тексте поднимается проблема одиночества»; «Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста»; определить проблему в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения). Этим путем целесообразно идти, если кратко сформулировать проблему текста невозможно. К примеру, проблемы можно формулировать так: «Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.
Cлайд 16
ПРЕДЛОЖЕНИЯ-СВЯЗКИ Вот почему в статье…, посвящённой…, так открыто звучит тревожное чувство. Именно этому замечательному человеку посвящает свой текст… Автор текста не опровергает, не обличает, он, доказывая свою точку зрения, воздействует на ум и сердце читателя. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
Cлайд 17
Статья…является горячим воззванием к душе человека, поэтому каждое слово наполнено огнём живого чувства. Автор призывает помнить о своей высокой ответственности перед жизнью. …в своём тексте размышляет о значении… Автор статьи считает, что… О…как …, как…рассуждает…в своей статье. Но…в соей статье показывает, как…
Cлайд 18
На эти вопросы ищет ответы в своём тексте… Автор текста приводит различные примеры, свидетельствующие о том, что… Автор стремится привлечь внимание читателя к поднятой проблеме.
Cлайд 19
АРГУМЕНТЫ В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: тезис (положение, которое надо доказать); аргументация (доказательства, доводы); вывод (общий итог).
Cлайд 20
Тезис — это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Cлайд 21
Помните! Необходимо привести 2 аргумента: 1 из собственной жизни, другой из литературы (художественной, публицистической, научной). Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного времени.
Cлайд 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Концовка – это последнее предложение (фраза) или последний абзац письменного текста (устного выступления). 1. Вывод (вносятся все положения, которые были рассмотрены и доказаны в работе, например, Таким образом, …; Итак, …; Исходя из всего сказанного можно сделать следующие выводы…). 2. Концовка-повтор (начинается с того же предложения, что и вступление; это делает текст подчёркнуто завершённым). 3. Цитата (здесь сконцентрировать всё, что сказал написал автор в своём тексте).
Cлайд 23
4. Призыв («Вы вашим служением великому сбережёте великое; вы, как ни странно, вашей самоотверженной работой спасёте то немногое, что должно быть и будет спасено в человеческой культуре», - А. Блок). 5. Юмористическая концовка («Я выслушал здесь столько плохих выступлений, что прошу рассматривать моё как месть», - Н. Бор; так закончил своё выступление на одной из конференций знаменитый физик). 6. Отклик (использование деепричастного оборота: «Прочитав данный текст, начинаешь понимать, что…»).
Cлайд 24
БИБЛИОГРАФИЯ: 1. Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб. Пособие для 10-11 кл. / Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 138 с. 2. ЕГЭ-2009: Русский язык. Репетитор / И.П. Цибулько, С.И. Львова. М.: Эксмо, 2008. – 208 с. 3. ЕГЭ-2009: Русский язык. Сборник заданий / И.П. Цибулько, С.И. Львова. М.: Эксмо, 2008. – 192 с. 4. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – 2-е изд. / Смирнова Л.Г. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 336 с.