Использование технологии критического мышления в начальной школе Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский
Cлайд 2
1. Критическое мышление – это мышление самостоятельное. 2. Информация является отправным пунктом развития критического мышления. 3. Критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем. 4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. 5. Критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию. * *
Cлайд 3
Технологические этапы I фаза Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) Что я знаю? II фаза Осмысление содержания (получение новой информации) Что хочу знать? III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Что узнал?
Cлайд 4
Приемы технологии критического мышления Верные, неверные высказывания Игра «Верите ли вы?» Дерево предсказаний Корзина идей Кластер Инсерт Таблица ЗХУ Толстые и тонкие вопросы Синквейн Приём «Аквариум» Стратегия «Интервью» Метод «Шесть шляп» Прием «Письмо другу».
Cлайд 5
«Верите ли вы, что…» Вопросы Начало урока Конец урока Ветер может разрушить горы? Опавшие осенью листья вредят почве? 1см почвы образуется за 300 лет? Норы животных, живущих в почве, разрушают её? Растения участвуют в образовании почвы? Почва и камень родственники? Почва – наша кормилица?
Cлайд 6
Приём «Корзина идей» ПОЧВА - ЭТО: 1 2 3 4 5
Cлайд 7
Прием «Инсерт» «V» «+» «-» «?» «!» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете - если то, что вы читаете, является для вас новым - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу - если то, что вы читаете, вас удивило
Cлайд 8
Окружающий мир. Прием «Сводная таблица»: Линии сравнения Дикие животные Домашние животные Сами добывают пищу + _ Сами устраивают себе жильё + _ Выводят потомство и ухаживают за ним + _ + Защищаются от врагов + _ Линии сравнения Равнины Возвышенности Плоскогорья Цвет на карте зелёный жёлтый Светло – коричневый Высота 0 – 200м 200 – 500м 500 – 800м Линии сравнения Холм Гора подошва + + склон + + вершина + + высота невысокий +
Cлайд 9
* * Задача условие вопрос решение ответ Приём «Кластер»
Cлайд 10
Приём «Таблица ЗХУ». Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста. Знаю З Хочу знать Х Узнал У пески животные Заполняется в течение урока жарко растения мало воды климат нет растений люди верблюды
Cлайд 11
Приём «Толстые и тонкие вопросы» ТОНКИЕ ? ТОЛСТЫЕ? Кто... Что... Когда... Может... Будет... Могли... Как звали... Было ли... Согласны ли вы... Дайте объяснения, почему... Почему вы думаете... Почему вы считаете... В чем разница... Предположите, что будет, если... Что если... Что представляет собой Земля? Что удерживает Землю около Солнца? Как называются планеты? Верно ли, что планет 9? Почему Луна излучает свет? Почему день и ночь сменяются? Вы считаете солнце вращается вокруг Земли или наоборот?
Cлайд 12
Приём «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» * * Тема урока: «Здоровье человека». 4 класс. «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?».
Cлайд 13
* *
Cлайд 14
* * Приём «ВЕРНЫЕ - НЕВЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ» Окружающий мир. Тема урока: «Глаз – орган зрения». 4 класс. Высказывание До чтения После чтения 1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным 2. Форма глаза напоминает яблоко 3. Глаза в сильные морозы мерзнут 4. Зрачок – это отверстие в глазу 5. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым 6. Полезно смотреть на солнце без защитных очков
Cлайд 15
Тема урока «Свойства воздуха» Этапы урока Приемы КМ 1 Вызов Верите ли вы? 2 Осмысление Инсерт 3 Рефлексия Кластер Синквейн
Cлайд 16
Прием «Верите ли вы?» Что воздух имеет определенную форму? Что воздух невозможно сжать? Что воздух проводит звуки? Что воздух имеет массу? Что у воздуха есть запах? Что у воздуха есть цвет? Что воздух не сохраняет тепло?
Cлайд 17
Прием «Кластер» Свойства воздуха Без вкуса Без запаха Без цвета Неосязаемый Сжимается Без формы Проводит звуки Упругий Сохраняет тепло Имеет вес
Cлайд 18
Прием «Синквейн» Воздух. Прозрачный, упругий, неосязаемый. Проводит, сжимается, сохраняет. Воздух необходим всем! Это жизнь.
Cлайд 19
Прием «Синквейн» ? (Воздух.) Бесцветный, прозрачный. Сжимается, перемещается, проводит (тепло). Невидимая одежда нашей планеты. Жизнь.
Cлайд 20
Цели проведения «Синквейна» Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.
Cлайд 21
Стихотворение, состоящее из пяти строк
Cлайд 22
На уроках русского языка Глагол. Важный, необходимый. Действует, изменяется, обозначает. Глаголом жги сердца людей! Знание. Местоимение. Работящее, разностороннее. Указывает, не называет, помогает. Часто употребляется в речи. Заместитель!
Cлайд 23
В работе со словарными словами Ученик. Умный, воспитанный. Читает, узнает, умнеет. Я хочу хорошо учиться. Школьник. Товарищ. Добрый, умный. Дружит, выручает, советует. Он в беде поможет. Друг.
Cлайд 24
На уроках развития речи Зима. Снежная, пушистая. Морозит, радует, восхищает. К нам пришла настоящая зима! Время года. Снежинки. Причудливые, танцующие. Искрятся, украшают, кружатся. Белоснежный дар небес. Мотыльки.
Cлайд 25
На уроках литературного чтения Щелкунчик. Отважный, добрый. Щелкает, защищает, побеждает. Даже игрушки умеют любить! Живой. ВЕСНА. Молодая, цветущая. Поёт, расцветает, журчит. Будит природу ото сна. «Утро» природы.
Cлайд 26
На уроках окружающего мира Земля. Голубая, третья. Вращается, освещается, защищается. Единственная обитаемая планета. Жизнь. Гора. Каменная, крутая. Стоит, возвышается, белеет. С подошвой, склонами, вершиной. ВЫСОТА!
Cлайд 27
Попробуйте составить синквейн Учитель Каким не должен быть учитель? Каким должен быть учитель?
Cлайд 28
Синквейн Каким должен быть учитель? Учитель. Душевный, открытый. Развивает, претворяет, думает. Много идей- мало времени. Призвание. Каким не должен быть учитель? Учитель. Суетливый, крикливый. Объясняет, объясняет, ждет. Когда же закончится урок? Бедолага.
Cлайд 29
Прием «Письмо другу». * * Дети могут написать письмо любому сказочному персонажу, инопланетянину, маме, и т.д. Перед этим раздаю памятки: Я прочитал (а) рассказ (стихотворение) Больше всего запомнилось Понравилось Не понравилось Мое эмоциональное состояние Этот рассказ (стихотворение) учит меня …
Cлайд 30
Прием «Архивариус» * * Учащиеся получают домашнее задание «любопытный вопрос», на который им необходимо самостоятельно найти ответ. Например, что означает фразеологизм «Бить баклуши», «Держать нос по ветру». Являются ли однокоренными слова: Родина, род, родители, однокоренными? Обязательное условие: указание на то, откуда сведения получены. Ценится информация, полученная из энциклопедий, справочников, словарей, художественной литературы.
Cлайд 31
Метод «Шести шляп» * * Правила использования шляп: Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. изменении. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать.
Cлайд 32
* * Презентацию подготовила учитель начальных классов Самарина Оксана Валерьевна