Александр Григорьевич Асмолов Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли
Cлайд 3
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия Понятие «универсальные учебные действия»
Cлайд 4
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) способы действий, освоенные на базе предметного содержания и применяемые как в области образовательного процесса (в новых условиях и контекстах), так и в реальных жизненных ситуациях
Cлайд 5
Универсальные учебные действия Понятие «универсальные учебные действия»: Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции;
Cлайд 6
Универсальный характер учебных действий Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально – предметного содержания. Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Cлайд 7
Виды универсальных учебных действий: В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1)личностный; 2)регулятивный; 3)познавательный; 4)коммуникативный;
Cлайд 8
Универсальные учебные действия (умения) Личностные обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм): самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); смыслообразование ( установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор).
Cлайд 9
Универсальные учебные действия (умения) РЕГУЛЯТИВНЫЕ (саморегуляция) обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности: - целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата); - прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик); - контроль (сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); - коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата); - оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения); - саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий).
Cлайд 10
Универсальные учебные действия (умения) Познавательные: работа с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (хрестоматиях, словарях, справочниках, энциклопедиях, периодических изданиях, Интернете); постановка и решение практических задач. общеучебные: самостоятельное формулирование цели; поиск необходимой информации; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение. логические: сравнение (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков); анализ и синтез; сериация; классификация; обобщение; подведение под понятие; установление аналогий; Моделирование: знаково-символические действия: моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. - постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; создание алгоритма решения проблемы; решение проблем творческого и поискового характера
Cлайд 11
Универсальные учебные действия (умения) КОММУНИКАТИВНЫЕ обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи
Cлайд 12
Готовность учителя к использованию УУД включает владение содержанием каждого из УУД и связей между ними; умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся; способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД, включая: 1. выделение объективных условий правильного выполнения УУД, 2. планирование качества выполнения УУД (по форме, мере обобщения, меры развернутости, меры самостоятельности); 3. подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления.
Cлайд 13
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты (10) – сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции
Cлайд 14
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты (16) – освоенные в ходе образования универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)
Cлайд 15
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты – освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов системы ЗУНов и опыта, специфического для каждой предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению в практике повседневной жизни