Орфографическая подготовка. Пр..рода должна изм..ниться, Умелых послушаться рук. На сев..р ш..гает пш..ница, К..ртоф..ль ш..гает на юг. Н. Артюхова Как вы поняли это четверостишие? Объясните расстановку знаков препинания. Запись в тетрадях. Взаимопроверка.
Cлайд 5
от, до, а, у, около, и, за, но, из, сквозь, да, через Посмотрите на запись. На какие две группы можно разделить слова? Предлоги и союзы. Для чего служат предлоги? А союзы? Сегодня на уроке вам предстоит узнать о роли союзов в сложных предложениях, уточнить, какую работу они выполняют в различных видах предложений.
Cлайд 6
Вывод: союзы и (да), а, но в простых предложениях соединяют однородные члены предложения (служат для связи слов в предложении), а в сложных – эти союзы соединяют предложения (служат для связи предложений). Какие по виду предложения прочитали? Докажите. По какому признаку можно разделить сложные предложения? 1. Терпенье и труд всё перетрут. 2. Счастье в воздухе не вьётся,аруками достаётся. 3. Месяц светит, но не греет. 4.Прошла унылая пора, и наступила зима. 5.Лето припасает, а зима поедает. 5.Всё утро шёл дождь, но к вечеру погода прояснилась.
Cлайд 7
Работа по учебнику стр.7 Выпишите сложные союзные предложения, подчеркните грамматические основы, союзы обведите в кружок.
Cлайд 8
Работа по учебнику стр.7-8
Cлайд 9
интонацией (без союзов) интонацией с союзами и, а, но и соединяет части сложного предложения а, но помогают что-то противопоставить Части сложного предложения могут быть соединены:
Cлайд 10
[ ] [ ] , . [ ] [ ] , а [ ] [ ] , но . [ ] [ ] , и . .
Cлайд 11
Диктовка учителем. Самостоятельная проверка по учебнику.
Cлайд 12
Итог урока. Что такое союз? Какую роль выполняют союзы в предложениях?