Тема урока: типы сложных предложений (урок-посвящение). Цели урока: 1) закрепление навыка различия простых и сложных предложений 2) классификация сложных предложений и средств связи между их частями; 3) умение конструировать предложения. 4) речеведческий анализ текста; Оборудование: 1) карточки – задания в виде цветков хризантемы; 2) словари (словарь С.Ожегова “Лексические трудности русского языка”). 3) опорная схема-таблица “Типа сложных предложений” 4) распечатанный на листах текст Г. Серебряковой “Святое слово”.
Cлайд 3
Организационный момент Объявление темы, задач урока. “На сегодняшнем уроке мы познакомимся с типами сложных предложений, вспомним типы союзов, проанализируем текст в рамках подготовки к аттестации в 9 классе. Но прежде чем переходить к сложным предложениям, давайте вспомним, что является наименьшей единицей синтаксиса?” Задание: запишите словосочетания, определяя способ связи: Аромат фиалки Распустившийся утром Выращивать гладиолусы Махровые гвоздики Запах акации Разбирается в цветах Сиреневый куст Изящные лилии Алые розы
Cлайд 4
Синтаксический разбор предложения. О судьбе многих декоративных растений можно написать увлекательные повести (повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, распространенное) На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное распространенное, осложнено обособленным определением)
Cлайд 5
Схема Сложное предложение Союзное Бессоюзное Сложносочиненное Сложноподчиненное Средством связи в сложноподчиненных предложениях служат подчинительные союзы, в сложносочиненных предложениях – сочинительные союзы, в бессоюзных – интонация (без включения союзов).
Cлайд 6
«Союзный» дождь Распределите союзы на две группы: сочинительные и подчинительные и если пока так как зато что(бы) едва то(же) так что словно буд(то) точно или хотя потому что (не)смотря на то что (в)следствие того что однако либо ибо так(же) для того что(бы)
Cлайд 7
сочинительные подчинительные ибо если пока потому что несмотря на то что так как для того чтобы словно будто точно хотя вследствие того что чтобы едва и зато тоже или либо однако также
Cлайд 8
Составьте из двух простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное. Тюльпан родом из Средней Азии. Там его прозвали «тюрбаном». Спасаясь от поедания сусликами луковицы тюльпана с каждым годом уходят глубже в землю. Садоводы закрывают их в проволочную сетку.
Cлайд 9
Составьте из двух простых предложений сложноподчиненное и бессоюзное. Садовую герань издавна любили, верили в ее целебную силу. Она снимала усталость, улучшала сон.
Cлайд 10
Исправьте предложения. (Не)понимающий цветов японец не может считаться счастливым. - В чем ошибка? -Исправьте предложение Не понимающий в цветах японец не может считаться счастливым -Можно ли перестроить это предложение так, чтобы оно стало сложным. Японец, который ничего не понимает в цветах, не может считаться счастливым
Cлайд 11
Звучит “Вальс цветов” П.И. Чайковского
Cлайд 12
В Японии родилось искусство составления букетов. Кто, ребята, знает, как оно называется? (Икебана) Икебана – искусство составления художественных композиций из цветов. Работа с текстом Г. Серебряковой “Святое слово”.
Cлайд 13
Cлайд 14
Святое слово. (1) Мать. (2) Как часто значимость этого слова постигается тогда, когда уже некого им звать. (3) Счастлив тот, кого согревает воспоминание о её руках и голосе, и по отношению к матери можно определить величие сердца. (4) Мать моя не была красивой, но золотые волосы с бронзовым отливом, гладкий, печальный лоб и особенно очень большие, глубокие, светло-карие, всегда внимательные глаза делали её привлекательной. (5) Она заботливо, нежно любила природу. (6) Полевые цветы нравились матери больше холёных, садовых. (7) У неё был редкий дар подбирать растения для букетов. (8) Никогда я не видела подобной гаммы красок, какую ей удавалось найти. (9) В плоских вазах она ставила, укрепив камешком, кипы незабудок, соединив их с пунцовыми маками. (10) Среди травы в тарелке расцветал вереск и полевая гвоздика, и во мху дремали весенние лиловые чашечки ворсистого цветка, который мы называли «сон». (11) В Японии в особых школах учат искусству создавать букеты. (12) Матери оно было присуще в большой степени. (13) Осенью я вспоминаю гирлянды, которые она плела из осенних листьев. (14) Они походили на закаты, ковры, запечатлевшие мечту и пышную раскраску тропических змей. (15) Когда матери было особенно тяжело, она уходила одна и возвращалась успокоенная и как бы набравшаяся сил. (16) Никогда я не слыхал её сетований или жалоб: она была слишком добра, чтобы причинить кому-нибудь грусть или горе. (17) Я всегда помню её скромной, доброжелательной к людям, невероятно щедрой во всём и самоотверженной. (По Г. Серебряковой) (215 слов)
Cлайд 15
1. В каком предложении содержится основная мысль текста? 1) 2; 2) 3; 3) 7; 4) 17. 2. В первом абзаце найдите слово, образованное приставочным способом. 3. Из последнего абзаца выпишите союзы. 4. Из седьмого предложения выпишите словосочетание с видом связи «примыкание». 5. Среди предложений 1-7 найдите назывное предложение. 6. Найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите его номер. 7. Сколько сложных предложений встречается среди предложений 3-10?
Cлайд 16
Итог урока На сегодняшнем уроке мы научились различать типы сложных предложений; вспомнили сочинительные и подчинительные союзы; проводили работу с текстом в преддверии итоговой аттестации.
Cлайд 17
Cлайд 18
Домашнее задание Напишите сочинение-рассуждение, взяв за основу основную мысль “…по отношению к матери можно определить величие сердца”.