Прямая речь Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Cлайд 3
Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые без изменения
Cлайд 4
В предложениях с прямой речью различают слова автора и собственно прямую речь
Cлайд 5
Прямая речь может стоять до и после слов автора А, а «П» слова прямая автора речь ,,П”, - а. А: ,,П”.
Cлайд 6
Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной (большой) буквы
Cлайд 7
Расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от того, в каком порядке идут прямая речь и слова автора
Cлайд 8
Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит после слов автора: А: ,,П”. А: ,,П!” А: ,,П?”
Cлайд 9
Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит перед словами автора: ,,П”, - а. ,,П!” – а. ,,П?” – а.
Cлайд 10
На письме прямая речь имеет довольно сложную пунктуацию. Главная ее задача – по-разному обозначить слова автора и чужую речь. Постановка знаков препинания зависит от взаимного расположения двух частей.
Cлайд 11
Проверяю себя Схематический диктант «П!» - а. «П», - а. А: «П». «П?» - а.
Cлайд 12
Тренажер Расставьте пропущенные знаки препинания Все это верно согласился строитель А как вы думаете обратился председатель к залу Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец
Cлайд 13
Расставьте пропущенные знаки препинания. 1 Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник 2 А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки 3 Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина
Cлайд 14
Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. А: «П». А: «П?» «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. 1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь 2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка. 3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка. 4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц. 5. Лисичка сказала Я тебя съем
Cлайд 15
Проверяю себя А: «П». А: «П?» «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. 5 1 2 3 4 1. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?» 2. «Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик»,- советовала старая утка. 3. «Неужели река замерзнет?» - думала Серая Шейка. 4. «Ах, как ты меня напугала, глупая!» - проговорил заяц. 5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».
Cлайд 16
Составьте предложения на тему «Зима и птицы»
Cлайд 17
Из двух предложений постройте одно с прямой речью Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки! Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Рассуждала девочка.
Cлайд 18
Дополните предложения прямой речью Мальчик весело крикнул: «__!». «__», - сказал учитель.
Cлайд 19
Составьте и запишите предложения по схемам «П!» - а. А: «П?»
Cлайд 20
Физкультминутка
Cлайд 21
Работа с текстом Определите основную мысль текста
Cлайд 22
Семь дочек. Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды»,- проговорила вторая. «Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчелке без цветка», - щебетала четвертая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы», - промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья», - прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги. (По В.Сухомлинскому)
Cлайд 23
Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа
Cлайд 24
Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли),использует для этого глаголы речи-мысли. В словах автора может характеризоваться речь.
Cлайд 25
Cлайд 26
В предложениях поставьте знаки препинания. В местах пропусков впишите глаголы «говорения» и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? 1. Буратино ______________ _____________ Как посадить золотые в землю 2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________ папа Карло. 3. Идемте скорее, ключик подходит ______________ ______________ всех Буратино.
Cлайд 27
Домашнее задание подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок; сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью; упражнение 241.