Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий Рындина И.В. учитель русского языка и литературы МКОУ Бирюченской СОШ
Cлайд 2
Цель урока: повторить известные сведения о деепричастии, деепричастном обороте; определять его границы; правильно ставить знаки препинания при обособлении деепричастий и деепричастных оборотов Задачи урока: Образовательная: закрепить знания учащихся по данной теме. Повторить правила, связанные с деепричастными оборотами, условиями их обособления и употребления в речи. Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету "русский язык". Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной. Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, чувство красоты языка. Воспитательная: воспитать трудолюбие, аккуратность. Повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Cлайд 3
Расскажите об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями
Cлайд 4
Выделяются запятыми на письме обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Не обособляются (на письме не выделяются запятыми) одиночные деепричастия, если они стоят после сказуемого в конце предложения и являются обстоятельством образа действия; одиночные деепричастия, близкие к наречиям (лежа, сидя, стоя и др.); деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящее после союза а; деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя голову, затаив дыхание и др.).
Cлайд 5
? 1. Объясните, почему после и стоит запятая, а перед и не стоит? 2. Сколько здесь обособленных обстоятельств? Поезд достиг переезда и, тяжко проворачивая колеса , дыша всею силой своего огня во тьму , миновал одинокого человека с фонарём.
Cлайд 6
«А ну-ка, отгадай!» В воде родившись, всю жизнь воды боится. Черненькая собачка свернувшись лежит; Не лает, не кусает, а в дом не пускает. Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора. Поевши, конь в ясли пал. Бабушка Андреевна, Сгорбившись, сидит, Рученьки расширила, Всё хочет схватить.
Cлайд 7
«Расшифруй пословицу» Не засыпай старого колодца, не вырыв нового. ? Чему учит нас эта пословица, как вы понимаете её смысл?
Cлайд 8
Игра «Кто, что и как?» 1. Что я? Царь или дитя? – Говорит он не … . шутя 2. Вот … с ума свела Такого молодца, - Подумала Овца. нехотя 3. Мы долго … отступали, Досадно было, боя ждали. молча 4. Я, наверное, паша – Говорил он … , - Я отец государю, Вам приказ я отдаю. не спеша 5. Вот милое дитяти Шагнув назад … И, опрокинувшись, упал. не глядя
Cлайд 9
«Кто быстрее?» Преобразуйте предложения, используя в них деепричастные обороты. Победит самый «быстрый». 1) Когда выпьешь воду, вспомни об источнике. - 2) Когда путешествуешь, приобретаешь много знаний. – 3) Друзьям и смерть не страшна, когда они верят друг другу. – 4) Когда идешь за плохим, плохое и найдешь. – Выпив воду, вспомни об источнике. Путешествуя, приобретаешь много знаний. Веря друзьям, и смерть не страшна. Идя за плохим, плохое и найдешь.
Cлайд 10
«Верните на место» - Из русского поэтического творчества в современный русский язык пришли устойчивые образные выражения, которые мы используем в своей речи. Как они называются? (Фразеологизмы) Слушать ……… рот кричать …….. дыхания работать ……. рукава бежать …….. голову
Cлайд 11
Слова для справки Сломя голову, не смыкая глаз, затаив дыхание, не помня себя, разиня рот, не солоно хлебавши.
Cлайд 12
Задание: определите, обособляются или не обособляются данные члены предложения; заполните таблицу (записать номера предложений). 1, 3, 4, 7, 9 2, 5, 6, 8, 10
Cлайд 13
1.Ветер листья срывает_беснуясь. 2. Летчик улыбался, шутил, но смотрел на старушку_не отрываясь. 3. Катер дал сигнал и_набирая скорость_шёл по косой линии к берегу. 4. Смеясь и шутя_мы побежали к реке. 5. Задачу я решил _шутя. 6. Враг отступил_отстреливаясь. 7. Он не погасил свет_уходя. 8. Он бежал по коридору_сломя голову. 9. Он_подумав_решил задачу. 10. Вот_нехотя_с ума свела.
Cлайд 14
Итоги урока ? О чем мы сегодня говорили на уроке? Какие пунктуационные правила повторили?