Хочу рассказать об ассоциативных рисунках, которые я использую на своих уроках. Эти рисунки не для развлечения, они помогают запомнить правила, вызывают зрительные и смысловые ассоциации, способствуют быстрому запоминанию. Правила, которые объяснялись с помощью таких рисунков, запоминались легко, быстро и, что самое главное, надолго.
Cлайд 3
Вот рисунок, позволяющий запомнить сразу два орфографических правила: Это краткое причастие. Оно всем своим видом подчеркивает, что оно маленькое, краткое и места стремится занимать как можно меньше, поэтому и частица не с ним пишется только раздельно, и в суффиксе оно оставляет только одну букву н.
Cлайд 4
Еще один рисунок позволяет проиллюстрировать слитное написание не с одиночными причастиями: Ушли от причастия зависимые слова, и стало оно одиночным. «Хоть ты меня не бросай, не уходи», - просит одиночное причастие частицу не. И она, превратившись в приставку, старается хоть как-то скрасить одиночество причастия.
Cлайд 5
А вот как мы запоминали правописание глаголов с суффиксами –ова- (-ева-), -ыва-(-ива): Видно, что суффикс «убегает», как колобок. Убегают суффиксы с «круглыми» буквами о, е, которым легко «ука-титься», «убежать». Это суффиксы -ова- (-ева-): доклад.?.вать - я доклад.?.ваю застег.?.вать - я застег.?. ваю Суффиксы остаются, «не убегают». Остаются, потому что им тяжело «уйти»: гласные буквы в них ходят с палочками, это буквы ы, и. дети легко запоминают, что «убегающие» суффиксы - это суффиксы -ова- (-ева-), а верные суффиксы - это суффиксы -ыва- (-ива-).
Cлайд 6
Увидев вздернутые носики суффиксов -онн- (-енн-), каждый поймет, что они чем-то очень гордятся. И это так, они горды тем, что в них пишется два н:
Cлайд 7
Этот рисунок дети называют «Мальчик с молоточком». Он помогает выбрать, какую гласную надо писать в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, в суффиксах наречий. Молоточек - это ударение, основание молоточка - буква о. Если ударение падает на суффикс или окончание, с молоточка «спрыгивает» буква о.
Cлайд 8
Рисунки и опорные схемы позволяют запомнить и написание слов с непроверяемыми орфограммами. Ведь слово «пуговица» легко записать так, чтобы буква о изображала пуговицу (достаточно четырех точек внутри буквы).
Cлайд 9
А эти рисунки помогут не перепутать, в каком слове пишется одно л, в каком два: Аллея - это дорожка, по обеим сторонам которой посажены деревья. И каждая сторона «дарит» слову свою букву л. В этом здании находится картинная галерея. Буква л попала в это слово с крыши, и второй л взяться просто неоткуда.
Cлайд 10
Ни один мой ученик не путал написание производного предлога в течение с написанием существительного с предлогом в течении, после того как я предложила следующую схему: Если есть значение времени, то это предлог. А букву (которая в математике и физике обозначает время) очень легко превратить в букву е.
Cлайд 11
Так же просто римская цифра I превращается в букву Е, а римская цифра II - в букву И. И дети на всю жизнь запоминают, что у глаголов I спряжения в окончаниях пишется гласная е, а у глаголов II спряжения - гласная и.
Cлайд 12
Описанные приемы помогают разнообразить уроки русского языка, дают детям реальную опору в обучении, возможность учиться радостно и успешно. Дети любят русский язык. А если ребенок любит предмет, если он почувствовал, что у него получается, то, мне кажется, появляется естественное желание расширить и углубить свои знания.