Упражнение. Вставьте пропущенные буквы. Выделите по два слова в каждом столбце, которые не подходят под правило (1) (2) (3) отл…жить оп…режать беспрек…словный усл…жнить отм…реть зак…снелый ул…житься уп…раться прик…сновение пол…гаться вым…рать прик…сание усл…ждать зал…ваться к…снуться ТРЕНИНГ
Приставки на ...з - ...с ...з- (перед гласными и звонкими согласными) ...с- (перед глухими согласными) бездомный возглавить изгнать бесконечный воспеть истратить В приставках -раз- (-рас-) - -роз- (-рос-) под ударением пишется О, без ударения - А: раздать - розданный Приставка С- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными: стереть - сделать
Cлайд 12
Приставки пре- и при- Запомни! пре- в значении "очень", "весьма", "через", "по-иному" (близка к пере-) при- в значении близости, присоединения, приближения, неполного действия, доведения действия до конца, сопутствующего действия пребольшой (очень) преувеличивать преступать (пере...) превращать преображать приморский приделать пригибать приоткрыть придумать припевать
Упражнение Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Бе..смысленный спор, и..коренить зло, во..креснуть из мертвых, бе..жизненная пустыня, во..главить делегацию, ра..стелить покрывало, ра..бросанные вещи, ра..сыпанное зерно, ра...битое окно, ра..купленные книги. Упражнение Запишите предложения, вставляя букву "з" или "с" в приставке. 1. Мой котенок и..царапал весь диван. 2. Бе..шумно ра..творилась дверь. 3. Он говорил бе..думно и бе..связно. 4. Бе..заботно проходили летние дни. 5. Меня ра..строил ра..серженный голос мамы. 6. Впереди была бе..конечная дорога. 7. Я бе..ропотно выполнил просьбу. 8. С огромной высоты ни..вергался водопад. 9. Мы и..черпали все во..можности. 10. И...балованный ребенок и..портил ра..порядок праздника. Тренинг
Cлайд 15
НЕ с существительными Запомни! слитно раздельно Не употребляются без НЕ: невежда небылицы При образовании слова противоположного значения: недруг (враг) несчастье (горе) неприятель (противник) Если есть или подразумевается противопоставление: Не правда, а ложь. Не друг, а враг. Не счастье, а горе.
Выпишите, раскрывая скобки, сначала словосочетания с существительными, в которых не- является префиксом, затем с существительными, в которых не- - часть корня. Свой выбор обоснуйте. (Не)брежность в работе, рассказывать (не)былицы, оказаться (не)веждой, остановиться в (не)решительности, (не)точность в расчётах, большие (не)взгоды, (неаккуратность ученика, (не)приветливость в обращении, (непримиримость к врагу, (не)урожай зерновых, (не)организованность в работе, (не)вежливость в общении. Спишите загадки вместе с отгадками, раскрывая скобки и вставляя нужные буквы. Объясните правописание не с именами существительными. 1. Круглая, а (не)месяц(ь?), ж..лтая, а (не)со..нце, сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мыш.. . 2. Что же это за девица? (Не)швея, (не)мастериц.., ничего сама не ш..ёт, а в иголках круглый год. 3. (Не)девица, а в зеркало глядит(ь?)ся, (не)старуха, а голова серебрит(ь?)ся. 4. (Не)куст, а с листоч(ь?)ками, (не)рубашка, а сшита, (не)человек, а рассказывает. Тренинг
Cлайд 18
НЕ с прилагательными слитно раздельно Не употребляются без НЕ: ненастный ненавидимый При образовании слова противоположного значения: небольшой (маленький) неплохой (хороший) При наличии слов очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, вполне, почти, отчасти, совсем, чрезвычайно: крайне неосторожный очень нехороший Если есть или подразумевается противопоставление: Не большой, а маленький. Не плохой, а хороший. Река мелкая? Река не мелкая. Если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицат. местоимениями и наречиями: отнюдь не верное нисколько не радостное
Cлайд 19
Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание не. Как вы понимаете значение выделенных пословиц и высказываний? А. 1. (Не)верный друг — опасный враг. 2. Добрая слава злому (не)навистна. 3. (Не)доброе слово больнее огня жжёт. 4. Честна (не)кудрявая речь, а правдивая. 5. (Не)чистая совесть спать (не)даёт. 6. Живи (не)прошлым, а завтрашним днём. 7. В (не)дружной семье добра (не)бывает. 8. (Не)разумного учить, что в бездонную кадку воду лить. Б. 1. Человек должен верить, что (не)понятное можно понять. (Гёте) 2. (Не)довольство собой есть (не)обходимое условие разумной жизни. Только (не)довольство побуждает к работе над собой. (Л. Толстой) 3. Лучше в совершенстве выполнить (не)большую часть дела, чем сделать плохо десять дел. (Аристотель) 4. Человек, делающий других счастливыми, (не)может быть (не)счастливым. (Гельвеций) Тренинг
Cлайд 20
Суффиксы прилагательных Суффиксы -ив-, -ев- Суффиксы -оньк-, -еньк- -ив- под ударением -ев- без ударения красивый игривый дождевой сиреневый Исключения: милостивый, юродивый -оньк- после г,к,х -еньк- в остальных случаях высоконький легонький сухонький зелененький дешевенький тепленький
Cлайд 21
Суффиксы -к-, -ск- -к- -ск- Если прилагательное имеет краткую форму: узок - узкий дерзок - дерзкий Если прилагательное образовано от существительного с основой на к, ч, ц (к и ч превращаются в ц): немец - немецкий рыбак - рыбацкий ткач - ткацкий Во всех остальных случаях: матрос - матросский француз - французский богатырь - богатырское
Cлайд 22
-Н-, -НН- в суффиксах прилагательных -Н- правило пример Прил., не образованные от др. частей речи юный синий рьяный Прил. с суффиксами -ан-, -ян-, -ин- кожаный серебряный глиняный куриный Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный Прил., обр. от бесприставочных глаголов несов. в. с суфф. -н-, -ен- и не имеющ. завис. слов груженые вагоны вязаная кофта жареные караси Исключения: желанный, священный, негаданный, данный, неслыханный
Cлайд 23
В кратких прилагательных -Н-, -НН- пишутся в соответствии с полной формой Травы зелены (зеленый). Дорога длинна (длинный). -НН- Прил., образованные от сущ. с основой на -н с помощью суффикса -н- лимонный (лимон+н) машинный (машина+н) Прил. с суффиксами -енн-, -онн- клюквенный революционный Исключение: ветреный При наличии приставок безветренный подветренный
Cлайд 24
. 1, Образуйте от имён существительных прилагательные с помощью указанных в теории суффиксов. Весна, сон, солома, торжество, железо, отечество, экскурсия, камень, кожа, серебро, алмаз, государство. 2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте суффиксы прилагательных и объясните их правописание. Матрёшка — это деревя(н,нн)ая кукла. Изображает она ру(с,сс)кую крестьянскую девушку. Внутрь матрёшки вкладывают несколько меньших матрёшек. Матрёшка в шали алого цвета стояла на письме(н,нн)ом столе. Она была густо покрыта лаком и бл..стела, как стекля(н,нн)ая. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разн..цветных шалях. Деревенский мастер нагр..дил матрёшек ру(с,сс)кой кр..сотой, соболи(н,нн)ыми бровями и ярким румянц..м. Синие глаза он прикрыл дли(н,нн)ыми р..сницами. (По К. Паустовскому) Тренинг
Cлайд 25
3. Вставьте вместо пропусков уместное по смыслу слово ветряной или ветреный. 1. Стояла ... погода. 2. Осенью ... дни часты. 3. Сегодня ... утро. 4. Это был ... юноша. 5. На краю села стояла ... мельница. Д л я с п р а в о к: ветряной - приводимый в действие силой ветра, ветреный - с ветром, переносное значение - легкомысленный, пустой человек. 4. Вставьте вместо пропусков н или нн. Объясните значение выделенных пословиц. 1. Исти..ый друг познаётся в беде. 2. Стари..ая пословица не мимо молвится. 3. Согласие лучше каме..ых стен. 4. Голосок соловьи..ый, да коготок ястреби..ый. 5. Отольются кошке мышки..ы слёзы. 6. Овся..ая каша сама себя хвалит, а гречневую — люди. 7. Друг — це..ый клад, недругу никто не рад. 8. Ветре..ого человека и в тихую погоду узнать можно.