Государственная итоговая аттестация (в новой форме) по русскому языку в 2013 году
Cлайд 2
Шкала перевода первичных баллов в 2012 году Отметка по 5-балльной шкале «2» «3» «4» «5» Общий балл 0 - 17 18 - 27 28 – 36, из них не менее 4 баллов по критериям ГК1 – ГК4 37 – 42, из них не менее 6 баллов по критериям ГК1 – ГК4
Cлайд 3
А1: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. А2: Анализ текста. Лексическое значение слова. А3: Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности. А4: Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова А5: Правописание корней. А6: Правописание приставок. А7: Правописание суффиксов различных частей речи Содержание заданий 2 части в 2013 г.
Cлайд 4
Исключение: исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию; исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию. Важно! Исключать можно только второстепенную информацию! Основные языковые приёмы компрессии исходного текста:
Cлайд 5
Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;. Упрощение: слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена прямой речи косвенной. Основные языковые приёмы компрессии исходного текста:
Cлайд 6
1.Неумение узнавать в тексте слова и выражения, отмечающие ключевые моменты содержания. 2.Тяготение к полному изложению, не требующего анализа содержания исходного текста. 3.Пропуск микротем или расширение информации исходного текста – отсутствие адекватности восприятия текста на слух. Ошибки учащихся:
Cлайд 7
4.Не умеют отделять главную и второстепенную информацию. 5.Сокращения носят случайный, субъективный характер. 6. Не владеют языковыми приёмами сжатия текста. 7.Пишут вместо текста тезисный план или конспект. Ошибки учащихся:
Cлайд 8
Проверка сочинения (3 часть) 1. Композиция сочинения - рассуждение. 2. Тезис сочинения должен быть сформулирован с опорой текст, предназначенный для чтения. 3. Аргументы для сочинения должны быть приведены из текста, предназначенного для чтения.
Cлайд 9
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и/или грамматические явления (всего два примера). С2. Сочинение-рассуждение
Cлайд 10
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ Цель задания С2.1 – раскрыть важность того лингвистического материала, о котором идет речь в задании. Сочинение-рассуждение должно содержать тезис, аргументы и вывод. Вступление Прямая актуализация проблемы: формулировка основного тезиса по указанной проблеме. Основная часть Формулирование тезиса, который предстоит доказывать. («Я считаю, что….»), его обоснование с помощью примеров из исходного текста. Заключение Вывод о справедливости высказывания о сущности данного языкового явления.
Cлайд 11
лексика с точки зрения стилистической окраски; лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.); лексика с точки зрения происхождения; лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы); синонимы, антонимы; фразеологизмы и др. Лексические явления для аргументации
Cлайд 12
К. Паустовский использует такое лексическое явление, как многозначность: «тяжёлые тучи», «берёзы вспыхивают», «солнце играет»… Употребление слов в переносных значениях позволяет писателю создать неповторимые картины русской природы. Многозначность
Cлайд 13
1) Средство речевой характеристики героя: «Сымай одёжу-то – сушить будем», - проворчал старик. 2) Средство выражения авторской оценки: Где-то рядом верещала гармошка и нестройные голоса горланили песню. Разговорная лексика
Cлайд 14
Использование синонимов («поверхностный, примитивный, банальный подход») служит средством создания градации и выражает отрицательное отношение автора к людям, не умеющим ценить произведения искусства. Антонимы С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые». Синонимы
Cлайд 15
Для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушёл в прошлое XIX век с его каретами, двуколками и дилижансами. Для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности. Для создания комического эффекта, иронии: Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками. Устаревшие слова
Cлайд 16
однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова и предложения; обращения; разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные) Грамматические явления для аргументации
Cлайд 17
Использованный автором ряд однородных членов (жизнь в окружении автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров) создаёт образ современного индустриального мира, противопоставленного миру природы Однородные члены предложения
Cлайд 18
Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др. Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно и др. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п. Вводные конструкции
Cлайд 19
Средства речевого этикета (Уважаемый Иван Александрович!) Средства речевой характеристики героя (Женщина! Папаша! Эй ты, чучело! - Доченька! Мамочка! ) Риторические обращения усиливают выразительность текста. Обращения
Cлайд 20
1. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить отношение человека к природе? 2. Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению: В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Вопросительные предложения
Cлайд 21
Простые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими событиями. Сверкнул луч солнца. Всё вокруг преобразилось. Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось. Когда сверкнул луч солнца, всё вокруг преобразилось. Простые и сложные предложения
Cлайд 22
С2.1 С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос (2012) Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса, или Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне, но Рассуждение построил на анализе или только лексических, или только грамматических явлений. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса (его части), нет 1
Cлайд 23
С2.1 С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос (2012) Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне 0
Cлайд 24
С1К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих одно лексическое и одно грамматическое явление 2 Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий или лексическое, или грамматическое явление 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или Экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0
Cлайд 25
С2.2 С2К4 Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 3 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста 2 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущено 2 ошибки в построении текста 1 Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости 0
Cлайд 26
Типичные ошибки в сочинении С2.1 отсутствие тезиса; отсутствие логики в расположении частей сочинения; отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста; неумение употреблять в сочинении средства связи между предложениями; неумение выстраивать доказательную часть сочинения; неумение использовать текст как способ аргументации.
Cлайд 27
Сколько бы примеров-аргументов, подтверждающих один и тот же тезис, ни приводил экзаменуемый, оценка по критерию С1К2 не может быть в этом случае выше 1 балла. Количество примеров не из прочитанного текста не может служить причиной повышения оценки по критерию С1К2. Нельзя считать аргументами примеры, приведённые из прочитанного текста, если отсутствует тезис, который они могли бы проиллюстрировать.
Cлайд 28
* Структура сочинения С 2. Тезис - то, что выпускник будет раскрывать в сочинении; это та фраза, которая предложена ему в тексте задания. (Почему это так?) Аргументация ( доказательства, которые нужно привести в подтверждение высказанной мысли - номера предложений или цитаты из исходного текста). (Потому что, так как…) Вывод.
Cлайд 29
Тестовые баллы (2012) Часть 1. Изложение 7 баллов Часть 2. Тестовые задания 16 баллов Часть 3. Сочинение-рассуждение 9 баллов Грамотность 10 баллов Всего 42 балла
Cлайд 30
Оценка грамотности ГК1 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки. – 2 б. Допущены 2–3 ошибки. – 1 б. Допущены 4 ошибки и более. - 0 б. ГК2 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. – 2 б. Допущены 3–4 ошибки. – 1 б. Допущены 5 ошибок и более. – 0 б. ГК3 Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. – 2 б. Допущены 2 ошибки. – 1 б. Допущены 3 ошибки и более. - 0 б. ГК4 Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. - 2 б. Допущены 3–4 ошибки. - 1 б. Допущены 5 ошибок и более. – 0 б.