Творческий отчет учителя русского языка и литературы МОУ «Федоровская СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» Васильевой Инны Анатольевны
Cлайд 2
Cлайд 3
"Алгоритм - такое предписание, которое определяет содержание и последовательность операций, превращающих исходные данные в искомый результат" Алгоритм обучения - это последовательность мыслительных операций, а не вычислительных процессов. Это логическое построение, которое раскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий.
Cлайд 4
Согласно теории В.П.Беспалько, "основными свойствами алгоритма являются: 1.Определенность (простота и однозначность операций). 2.Массовость (приложимость к целому классу задач). 3.Результативность (обязательное подведение к ответу). 4.Дискретность (членение на элементарные шаги)"
Cлайд 5
В практике обучения орфографии наиболее часто применяются м о д е л и ДИХОТОМИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА - в форме дерева признаков с альтернативными ответами: "да"-"нет". политомических алгоритмов, которые выполняют функции как распознающих, так и разрешающих предписаний (на этапе применения знаний ).
Cлайд 6
Для улучшения усвоения модели алгоритма существуют специальные приемы: 1) выполнить дома упражнения по алгоритму и постараться запомнить последовательность операций; 2) письмо с использованием алгоритма без схемы, одному из учащихся можно предложить задавать альтернативные вопросы, а другому - отвечать на них; 3) вопросы учащихся типа: "что будем писать при двух ответах "да", при четырех "нет"?
Cлайд 7
- алгоритмы поиска, которые обеспечивают правильное вычленение грамматических признаков и безошибочное, быстрое выявление в тексте тех мест, где надо применять один из разрешающих алгоритмов; - разрешающие алгоритмы, служащие разграничению сходных написаний и грамматических категорий и форм. Алгоритмы с широким охватом орфографических правил можно назвать обобщающими. Они обобщают серию однородных правил. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АЛГОРИТМОВ, ОБУЧАЮЩИХ ОРФОГРАФИИ
Cлайд 8
Методика использования разрешающих алгоритмов в общем виде такова: 1.Подготовительный этап (подготовка базы для работы с новым материалом , актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма, формирование нового навыка). 2.Основной этап: а)начинается с момента объяснения правила. Класс должен активно участвовать в составлении и записи алгоритма. Учитель проводит беседу, в результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает понимание и усвоение алгоритма. б)далее по схеме разбираются 2-3 примера. в)раздаются карточки с алгоритмами или работа ведется по общей таблице. г)затем выполняются тренировочные упражнения (сначала -коллективно, затем - самостоятельно). Необходима жесткая фиксация умственных действий 3.Этап сокращения операций (На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые операции совершаются параллельно, некоторые - интуитивным путем, без напряжения памяти. Своевременному свертыванию алгоритма способствуют сокращенные комментарии и образцы. Комментарии эффективны тогда, когда скрывают в себе стройную логическую систему, когда они связаны между собой общими признаками и имеют определенную последовательность).
Cлайд 9
При использовании алгоритмов поиска могут быть следующие упражнения : направленный, или выборочный, орфографический разбор с различными задачами: обозначить соответствующими цифрами все орфограммы прямо под строчками; обозначить орфограммы выборочно (например, лишь с цифрами 3,4,5 ); комментированное письмо с одновременным обозначением цифрами соответствующих орфограмм; упражнение с записью слов по рубрикам или строчкам, соответствующим пунктам этого алгоритма.
Cлайд 10
ТЕМА УРОКА «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ЕК , -ИК»
Cлайд 11
Им. П. кузнечИк СыночЕк мячИк орешЕк Род. П. кузнечИка Сыночка мячИка орешка
Cлайд 12
АЛГОРИТМ ПРАВОПИСАНИЯ СУФФИКСОВ –ИК, -ЕК 1 шаг. Измени форму слова (Р.п.) 2 шаг. Определи, «убегает» ли гласный ДА НЕТ пиши –ЕК пиши –ИК
Cлайд 13
Cлайд 14
Н синий, зеленый юный, румяный рьяный, пряный образовано от существительного глагола Правописание Н и НН Непроизводное слово Производное слово
Cлайд 15
Образовано от существительного
Cлайд 16
от глагола Есть приставка Есть зависимое слово …ОВАНН,-(ЕВА)- покрашен- ный зажаренный жаренный в духовке крашенный краской рискован-ный прессован-ный
Cлайд 17
Запомни! В кратких причастиях всегда пишется Н (кофта связана, механизм сломан) В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных (пустынный - пустынна, юный-юн)
Алгоритм «Как найти сказуемое в предложении?» Есть ли в предложении глагол? Да Нет Глагол -сказуемое Смотри п.2 2. Есть ли в предложении краткое прилагательное (каков? и т. п.)? Да Нет Краткое прилагательное -сказуемое Смотри п. 3 3. Есть ли существительное в И. п., кроме подлежащего? Да Нет Существительное в И. п. - сказуемое Смотри п. 4 4. Есть ли полное прилагательное (какой? и т. п.), стоящее после подлежащего? Да Нет Полное прилагательное - сказуемое В предложении нет сказуемого
Cлайд 21
Как определить спряжение глагола 1. Поставьте ударение. Окончание ударное Окончание безударное 2. Примени правило: 1 спр.: - е…, - ут, -ют. 2 спр.: -и…, -ат, -ят. Например: ждёт – 1 спр. 2. Поставьте глагол в н. ф., следите за вопросом: Что дела…? – Что делать? Что сдела…? – Что сделать? 3. На что оканчивается глагол? (Н: верить) 4. См. правило. 2 спр.: все глаголы на –ить (кроме брить, стелить); 7 глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; 4 глагола на - ать: слышать, дышать, гнать, держать. 1 спр.: все остальные.
Cлайд 22
Основные виды морфологических норм русского языка Род имен существительных Вариативность падежных окончаний Образование степеней сравнения прилагательных и наречий Употребление собирательных числительных и падежных форм количественных числительных Употребление личных и притяжательных местоимений Образование форм глагола, причастий и деепричастий Новый тюль, желтое такси, МИД предупредило Выпить стакан чая - налить чаю Глубже, младше Обе подруги – оба друга; три друга, трое друзей – три подруги; пятисот книг Подошел к нему Сыплю на землю Форма множественного числа существительных Новые договоры, кожаных сапог Необходима жесткая фиксация умственных действий (например, в форме таблицы).
Cлайд 23
Cлайд 24
Таблицы с успехом могут заменить более экономные графические средства: - точки; - стрелки; - вопросы; - опорные слова; - буквенные обозначения В результате темпы работы ускоряются
Cлайд 25
Об алгоритмизации… Такая форма нравится детям Скучная обзорная лекция в 11 классе превращается в увлекательный урок и вызывает желание детей принимать в уроке активное участие. К следующему уроку дети сами выполняют задания, подбирая к упражнениям алгоритм, помогающий им усвоить теоретический материал, закрепить знания.
Cлайд 26
Плюсы Развитие познавательных навыков. Применение умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. Развитие критического и аналитического мышления. Умение увидеть, сформулировать и последовательно решить проблему Возможность разнообразить деятельность учащихся: обучение в парах, в группах сменного состава Ситуация, когда учитель и ученик - партнеры в совместной деятельности Развитие грамотной и правильной речи и письма учащихся
Cлайд 27
Вывод: Работа с алгоритмами интересна ученикам разных классов. Все этапы при работе над алгоритмом должны быть четко продуманы. Учитель направляет деятельность ученика в нужное русло, предлагая разные пути решения проблемы. Работа по алгоритму оживляет интерес учеников к определенной теме, учит их точности, конкретности, логичности, позволяет легко усваивать материал. Вырабатывается умение четко и правильно рассуждать по алгоритму, или применять алгоритм при решении задачи, что висит от уровня подготовки учеников.
Cлайд 28
Спасибо за внимание!
Cлайд 29
Наличие авторских разработок: Мой опыт работы по темам «Диагностика, совершенствование и коррекция знаний, умений и навыков в гуманитарном профильном классе: применение тематических тезаурусов», «Комплексный анализ текста», «Типичные ошибки по результатам тестовых заданий в ЕГЭ. Алгоритмизация материала и диагностика результатов при обучении орфографии и пунктуации» был обобщен на методическом объединении учителей русского языка и литературы в 2006, 2007 году. В 2006 году приняла участие в «Фестивале методических идей», продемонстрировав из опыта работы приемы педагогической техники в выступлении «Конструктор современного урока». В 2007 году участвовала в проведении педагогического совета «Формирование здорового образа жизни как нравственная категория образовательного процесса», где представила урок «Азбука здоровья на уроках русского языка» с применением слайд-шоу «Медицинская страница».___________________________________________________
Cлайд 30
Результативность моей педагогической деятельности: качество знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку в 2005г. составило 57,3 %, в 2006г - 48%, в 2007г. - 55,9%. В 2007г. ЕГЭ по русскому языку сдавало 87% моих выпускников. Успеваемость составила 100%, качество знаний, умений и навыков – 62,5%. Подготовлены медалисты: две золотых (2007г.) и четыре серебряных (2007г.). Мои ученики - победители районной олимпиады по русскому языку (2 место, 2007г.), кустовой (2,3 место, 2007г.), школьной олимпиады по русскому языку (1,2,3 места, 2005,2006,2007г.). Являюсь руководителем научно-исследовательских проектов учащихся в рамках Всероссийской научно-исследовательской программы «Шаг в будущее» по русскому языку и литературе. Подготовила победителей школьной научно-практической конференции: 2 место, 2005 год; 1, 3 место и поощрение, 2006 год; 2 и 3 место 2007год. В 2007г. мои ученики - участники районной конференции._____________________________________________________
Cлайд 31
Дополнительные сведения: Отправлена моя разработка урока по русскому языку в профильном классе в издательский дом «Первое сентября» на участие в Фестивале педагогических идей «Открытый урок» и в оргкомитет фестиваля «Портфолио» представлены работы 3 учениц на участие в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» на 2007-2008 учебный год .