Выступление заместителя директора по УВР Новичковой С.П. на педагогическом консилиуме «Адаптационный период учащихся 1-х, 5-х, 10 классов. Особенности, итоги, выводы.»
Cлайд 2
Адаптация - процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз.
Cлайд 3
Периоды адаптации Первый период адаптации – это первый год жизни ребенка, причем первые три месяца – это период критической адаптации. Второй период начинается с того времени, когда ребенок учится говорить. Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад). Четвертый период – обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз – в 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.
Cлайд 4
Первый этап – ориентировочный Второй этап – фаза неустойчивого приспособления Третий этап – этап относительного устойчивого приспособления
Cлайд 5
Адаптационный период первоклассников
Cлайд 6
- объем работы должен увеличиваться постепенно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; - первоклассник способен заниматься одним видом деятельности не белее 10-12 минут, т.е. необходима смена видов деятельности в течение урока; - школьники младшего возраста сложно переносят ограничения двигательной активности длительное время; - в течение одного урока необходимо провести не менее двух физкультминуток; - актуальным видом деятельности является игра, которую следует активно включать в процесс обучения; - необходимо индивидуально подходить к дозированию участия учителя в выполнении какого-либо задания.
Cлайд 7
-продолжительность учебного года для первоклассников 33 учебные недели. В середине третьей четверти устанавливаются дополнительные недельные каникулы.(СанПиН 2.4.2.1178-02); -обучение проводится только в первую смену; -рекомендуемое время начала занятий не ранее 8.30. -проведение нулевых уроков не допускается; -длительность урока 35 минут; перемены между уроками не менее 10 минут; -расписание звонков для первых классов составляется отдельно от основной школы и размещается на информационном стенде для родителей и в классном кабинете;
Cлайд 8
-применяется ступенчатый режим учебной нагрузки: в сентябре-октябре проводится по три урока, четвертый урок проводится в нетрадиционной форме (например, урок-игра, урок-экскурсия, урок- театрализация и т.д.); рекомендуется форму проведения четвертого урока отражать в классных журналах, -предельно допустимая нагрузка при 5-дневной учебной неделе не должна превышать 20 часов; -запрещается оставлять первоклассников на дополнительные занятия, особенно тех, кто испытывает трудности в обучении; -контрольные работы проводятся только один раз в год не позднее 20-25 апреля, не более одной контрольной работы в день;
Cлайд 9
-исключена система бального (отметочного) оценивания; недопустимо также использование любой знаковой символики, допускается лишь словесная объяснительная оценка; -обучение организуется без домашних заданий; -классный журнал в 1 классе оформляется в соответствии с Учебным планом общеобразовательного учреждения; -учащиеся первого класса на повторный год обучения не оставляются; -после занятий для посещающих группу продленного дня организуется прогулка на свежем воздухе 1,5-2 часа, во время которой проводятся подвижные игры; общее время пребывания ребенка на свежем воздухе должно быть не менее 3.5 часов; -общая продолжительность внеучебных занятий не должна превышать 1 часа, с переменой 10 минут; занятия по одному виду дополнительного образования проводятся не чаще двух раз в неделю; -для детей, посещающих группу продленного дня, занятия дополнительного образования, обязательно должно быть организовано трехразовое горячее питание.
Cлайд 10
Посещение уроков 1А класс – математика (Джапарова Э.В.); 1Б класс – математика (Можаева Т.П.); 1В класс - математика, обучение грамоте (письмо) (Пехенькина С.В.).
Cлайд 11
Выводы: Учителя-предметники, работающие в 1-х классах, владеют методикой преподавания в начальной школе, реализуют цели урока, поставленные в начале урока, используют ИКТ- и здоровьесберегающие технологии, игровые приёмы. Стиль общения с учащимися демократический. Тон доброжелательный. В течение урока проводятся 2 физкульминутки.
Cлайд 12
Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход/Л.П.Баданина//Начальная школа плюс До и После.-2007.-№ 12. –С. 59-62. Виноградова Н. 1-й класс-это серьезно! /Н. Виноградова //Начальная школа: газ. издательского дома «Первое сентября».-2007.-№ 13. – С. 2-5. Воронцов А. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения /А.Воронцов //Начальная школа: газ. издательского дома «Первое сентября». -2008.-№ 13.-С. 32-35. Герц Е.Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов /Е.Н.Герц, Е.А.Кутузова //Завуч начальной школы.-2008.-№ 4.- С.59-66. Зайцева В. Первый раз в первый класс, или как важно быть готовым /В. Зайцева //Здоровье детей: газ. издательского дома «первое сентября».-2007.-№ 17.- С. 10-17. Иванова М.Н. Воспитание в первом классе: ( из опыта работы ) /М.Н.Иванова, И.А.Нахалова //Начальная школа плюс До и После.-2004.-№ 1.-С. 10-17 Королева О.Ф. Адаптационный период в первом классе /О.Ф.Королева //Образование в современной школе.-2003.-№ 6. – С. 37-45. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности /Л.М.Костина //Вопросы психологии.-2004.-№ 1.-С. 137-143.-ISSN 0042-8841. Лосев П.Н. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе /П.Н.Лосев //Начальная школа.-2005.№ 8.-С. 51-55. Лурье, С. Б. Физиологическая адаптация и прогнозирование успешности обучения первоклассников /С.Б.Лурье //Валеология.-2004.-№ 4.- С. 28-32. Лямина Е.М. Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению: ( подпрограмма к Образовательной программе школы ) /Е.М.Лямина //Завуч начальной школы.-2007.-№ 6.-С.74-87. Мирская Н. Ребенок идет в 1-й класс /Н.Мирская //Здоровье детей: газ. издательского дома «Первое сентября».-2007.-№ 16.-С. 31-36. Насонов А.Н. Дети в процессе адаптации к школе /А,Н.Насонов //Завуч начальной школы.-2003.-№ 4.-С. 110-115. Особенности организации обучения в адаптационный период. Первый класс //Начальное образование.-2006.№ 4.-С. 3-7. Панина Г. Внимание, первоклассник! /Г.Панина //Начальная школа: прил. К газ. «Первое сентября».-2003.-№ 22.-С. 15. Простатина О.Ю. Адаптация первоклассников к школе /О.Ю.Простатина //Справочник классного руководителя.-2007.№ 8.-С. 6-14.-ISSN 1991-3958. Семенов Т,С, Изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников в период адаптации к школе /Т.С.Семенова //Начальная школа плюс До и После.-2004.№ 8.-С. 13-15. Стовбун Е.Н. Давайте познакомимся! Игра по станциям для детей первого класса в адаптационный период /Е.Н.Стовбун //Завуч начальной школы.-2007.№ 6.-С. 140. Цыба Н.В. Система адаптации первоклассников как педагогическая технология! Н.Б,Цыба //Завуч начальной школы.-2002.№ 5.-С. 68-88. Чтобы каждый день приносил ему радость. Адаптационный период первоклассников /материал подготовила В.Крутикова //Начальная школа: газ. издательского дома «Первое сентября».-2005.-№ 15.-С. 2-33. 74.268.8 Б 61 Бильгидеева Т. Здравствуй, цветочный город!: развивающие занятия для адаптации детей к образовательной среде /Т.Бильгидеева; под ред. И.В.Вачкова.-М.: Чистые пруды, 2006.-30 с.-( Библиотечка « Первого сентября ). Сер. «Школьный психолог»; Вып. 1(7). 88.8 П32 Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: учеб.-метод. Пособие для учителей начальных классов /Н.В.Пилипко, Т.В.Громова, М,Ю.Чибисова; под ред. Н.В.Пилипко.-М.: Перспектива, 2002.-48 с.:ил. 88.8 Р 27 Рахновская, И.В.Вместе: играем, учимся, переживаем: пособие для практических психологов по адаптации первоклассников /И.В.Рахновская.-М.: Школьная Пресса, 2005.-29 с.-( Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека Журнала; Вып. 27).
Cлайд 13
Посещение уроков природоведения в 5б классе (Коликова Н.Б.); ИЗО в 5а классе (Гачковский В.В.); русского языка в 5б классе (Попова И.А.); математики в 5а, 5б классах (Гачковский В.В.) Адаптация пятиклассников
Cлайд 14
Выводы: Учителя-предметники, работающие в 5-х классах, владеют методикой преподавания, реализуют цели урока, поставленные в начале урока, используют игровые приёмы. Стиль общения с учащимися демократический. Тон доброжелательный. Не все проводят в соответствии с требованиями СанПиНа физкультминутки.
Cлайд 15
Проверка тетрадей для контрольных работ. Были проверены тетради для контрольных работ по русскому языку, математике учащихся 5-х классов. Тетради проверяются учителем русского языка Поповой И.А. и учителем математики Гачковским В.В. регулярно. Состояние проверки находится на удовлетворительном уровне. Единый орфографический режим соблюдается. Проводится работа над ошибками. Вместе с тем выявлены следующие недочёты: не все учащиеся правильно подписывают тетради для контрольных работ по математике и русскому языку; четверо учащихся 5А класса не имеют тетрадей для контрольных работ по русскому языку; пятеро учащихся написали изложение в тетради для контрольных работ, не имея тетради для творческих работ по русскому языку; не все учащиеся выполняют весь объём работы над ошибками по русскому языку; учитель математики Гачковский В.В. ставит отметки 5-, 4-, что недопустимо согласно Положению об оценивании контрольных работ. Повторно провести проверку тетрадей для контрольных работ по русскому языку, математике 20.12.2010г.
Cлайд 16
Результаты анкетирования Учатся потому, что … на уроках интересно 27 учащихся (87%). заставляют родители 1 (3%). хотят получать хорошие отметки 22 пятиклассника (71%). чтобы подготовиться к будущей профессии 24 школьника (77%). в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя 11 человек (35%). хотят завоевать авторитет среди товарищей по учёбе 5 учащихся (16%). нравится узнавать новое 23 школьника (74%). нравится учитель 11 пятиклассников (35%). хотят избежать плохих отметок и неприятностей 10 человек (32%). хотят больше знать 24 учащихся (77%). любят мыслить, думать, соображать 15 учеников (48%). хотят быть первым учеником 7 пятиклассников (23%).
Cлайд 17
Вывод: Основная мотивация обучения у пятиклассников – мотивация благополучия. Следующие мотивации – мотивация содержания и широкие социальные мотивации. Слабо выражены мотивация прессом, престижная мотивация.
Cлайд 18
Результаты диагностики по адаптации Нравится в школе 27 учащимся (87%) Не очень нравится в школе 4 учащимся (13%). В классе имеют много друзей 20 учащихся (65%) Имеют мало друзей 9 пятиклассников (29%). Не имеют друзей 2 ученика (6%). Нравятся одноклассники 22 учащимся (71%). Не очень нравятся одноклассники 8 учащимся (26%). Не нравятся одноклассники 1 ученице 5Б класса (3%). 23 учащихся часто рассказывают о школе родителям (74%). 7 учащихся редко рассказывают о школе родителям (23%). 1 ученик не рассказывает родителям о школе (3%). 10 учащихся не хотели бы, чтобы у них были менее строгие учителя (32%). 27 учащихся не хотели бы, чтобы в школе остались одни перемены (87%). 17 учащихся пошли бы в школу, если бы учитель сказал, что в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома (55%).
Cлайд 19
Вывод: Адаптационный период у большинства пятиклассников протекает благополучно: им нравится учиться в школе, нравятся одноклассники, дети часто рассказывают о школе своим родителям.
Cлайд 20
Адаптация десятиклассников Посещение уроков физики (Зубова О.В.), французского языка (Ухабина М.И.), алгебры (Капченко Т.М.); контрольные срезы по математике, русскому языку, физике; диагностики, анкетирования; проверка дневников, классного журнала;
Cлайд 21
Факторы успешного прохождения учащимися 10-х классов адаптационного периода Согласованность требований педагогов. Привлечение учащихся к самостоятельной творческой деятельности по выработке норм и правил школьной жизни. Вера учителя в возможности ученика, убеждение его в способности добиться поставленной цели, вне зависимости от действительных способностей, что несомненно повысит результаты его учебной деятельности. Бережное отношение к статусу отличника или ударника. Личность учителя, его разнообразные достоинства и интересы являются залогом успеха ученика.
Cлайд 22
Специфика адаптационного периода десятиклассников В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении. Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других. Первый этап адаптационного периода старшеклассников (он проходит примерно четыре дня) так же, как и в других классах, начинался со знакомства ребят друг с другом. Второй этап адаптационного периода связан с актуализацией мотивации обучения в старшем звене школы и выявлением ожиданий ребят на предстоящий период учебы. Вторая часть этого этапа связана с полоролевым взаимодействием. Для старшего подросткового и юношеского возраста характерен рост интереса к противоположному полу и более персонифицированное усвоение половой роли юноши и девушки. Третий этап адаптационного периода старшеклассников посвящен решению задач на групповое взаимодействие, на поиск вариантов сотрудничества класса с целью достижения определенного результата.
Cлайд 23
занятость детей во внеурочное время; классные часы, поездки, подготовка к школьным мероприятиям; родительские собрания; работа органов школьного самоуправления; диагностики, анкетирования.
Проверка классного журнала Не осуществляют щадящее оценивание на период адаптационного периода Капченко Т.М. (алгебра; геометрия); Гильгенберг М.В. (география); Зубова О.В. (физика);
Cлайд 26
Выводы: Учителя-предметники, работающие в 10-х классах, владеют методикой преподавания, реализуют цели урока, поставленные в начале урока, используют ИКТ-технологии, технологии проблемного обучения. Стиль общения с учащимися демократический. Тон доброжелательный. Не все проводят в соответствии с требованиями СанПиНа физкультминутки.