Повышение уровня учебно-познавательной мотивации младших школьников через реализацию деятельностного подхода. Ходаковская Диана Ганиевна, учитель начальных классов второй квалификационной категории МАОУ СОШ №2 УИИЯ г.Ноябрьск.
Cлайд 2
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться В.А.Сухомлинский
Cлайд 3
Федеральный государственный образовательный стандарт Цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. Главной целью образования становится развитие личности учащегося. Процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию.
Cлайд 4
«Мотивационный вакуум» Должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.
Cлайд 5
Диагностика
Cлайд 6
Задачи: формировать учебно - познавательные мотивы; формировать коммуникативные навыки; повышать у учащихся уверенность в себе и развивать самостоятельность; формировать самосознание и адекватную самооценку; обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, обеспечивать достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций.
Cлайд 7
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, на 70-80 % - от мотивов.
Cлайд 8
Усвоение фактов (результат-знание) Овладение способами взаимодействия с окружающим миром (результат - умения) Деятельностный подход
Cлайд 9
Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Cлайд 10
Принцип деятельности Принцип творчества Принцип вариативности Принцип психологической комфортности Принцип минимакса. Принцип непрерывности Принцип целостного представления о мире .
Cлайд 11
Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности 1 «Учитель-ученик» 2. Работа в паре – «ученик-ученик» 3. Групповая работа 4. Межгрупповое взаимодействие 5. «Ученик-родители» 6. Индивидуальная работа
Cлайд 12
Использование ИКТ в образовательном процессе проведение урока с мультимедиа выступлением; подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания - поиск информации, работа над текстом, создание презентаций; самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах.
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
Использование метода проектов рассказ беседа демонстрация образцов ранее выполненных проектов; «мозговая атака» ассоциации информационная поддержка
Cлайд 16
Сброс идей в корзину ( Составление кластера) В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
Cлайд 17
Возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация об органах чувств человека -____________ Запиши, какое слово стоит в словаре В. Даля после слова природа - ___________________ В учебнике открой стр. __ найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его - ________________
Cлайд 18
Cлайд 19
Реализация межпредметных связей на уроках окружающего мира Чтение – использование пословиц, стихотворений, рассказов по теме. Математика – решение экологических задач. Пример: «На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из 5 человек?» ИЗО – картины художников, изображающих красоту природы. Русский язык – написание сочинения на основе наблюдений во время экскурсии. Сочинение рассказов, сказок, синквейнов по теме.
Cлайд 20
«Открытые задания» подготовить сообщение о своем домашнем питомце; составить свой режим дня; просмотреть периодическую печать, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта; принести на урок фотографии, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, отображающие фрагменты на тему «Правильное питание » ; проект «Сколько должен весить портфель?».
Cлайд 21
Основной результат применения деятельностного подхода- развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. УУД
Cлайд 22
В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: регулятивные Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение осуществлять направленный на поиск, обработку и использование информации. ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща Функция УУД – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться.
Cлайд 23
Привлекательная цель. Тема: «Свойства воды». Цель учителя – рассмотреть с детьми свойства воды. Цель учащихся – узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы.
Cлайд 24
Отсроченная отгадка. Тема: «Выделительная система» Хорошо, когда в доме есть водопровод. Человек моет под краном руки, а мыльная вода из раковины убегает по трубам канализации. Своя канализация есть и в нашем организме. Тема «Воздух должен быть чистым». На следующем уроке мы узнаем о лучшем пылесосе в природе.
Cлайд 25
Посмотри на мир чужими глазами Тема «Круговорот воды». Учащемуся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.
Cлайд 26
Тонкие и толстые вопросы кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если...
Cлайд 27
Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» Создание проблемных ситуаций
Cлайд 28
Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет солнце? Если у кустарника ежедневно срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом? Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василёк (цикорий) травой? Проблемные вопросы:
Cлайд 29
Проблемные задания: Тема «В царстве грибов» Объясните, почему грибы живут в отдельном царстве, а не с растениями или животными?» Тема Невидимая сеть». Почему люди до сих пор не уничтожили таких неприятных для нас насекомых как комары? Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.
Cлайд 30
Своя опора Составление собственной опорной схемы или развернутого плана ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток.
Cлайд 31
Повторение с одновременным контролем Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.
Cлайд 32
Повторение с расширением Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.
Cлайд 33
Свои примеры Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.
Cлайд 34
На свете есть только один способ побудить кого–либо что–то сделать... И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. Дейл Карнеги