«Развитие творческих способностей младшего школьника. Придумывание сказок.» Из опыта работы учителя начальных классов ГОУ СОШ № 222 г.Москва САО Вахтиковой Галины Сергеевны
Cлайд 2
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». В. А. Сухомлинский
Cлайд 3
«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее».
Cлайд 4
Сказка –это особенный жанр в литературе, т.к. это ориентированное на вымысел произведение. Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений.
Cлайд 5
1 этап. Анализируя текст изучаемых нами русских народных сказок, мы обратили внимание на уместность встречающихся повторов; своеобразие сказочных выражений: «ни в сказке сказать, ни пером описать», «и я там был, мед, пиво пил…», «свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком…» и др.; с каких слов начинаются сказки : «однажды…», «в некотором царстве, в некотором государстве…», «жили-были…» и др.; какими словами обычно заканчиваются сказки : «жили они долго и счастливо…», «вот и сказке конец, а кто слушал молодец» и др.
Cлайд 6
2 этап. Также мы проанализировали структуру сказочного повествования Чаще всего всё начинается с дороги – завязка сюжета (царь отправляется на войну, родители уезжают в город, герой отправился на поиски чего-то или кого-то и др.) Встречает преграду, которая влечёт беду для героя, ему приходят на выручку другие персонажи. Получение волшебного средства (если волшебная сказка ): транспортное средство, кольцо, дудочка, люди, животные. Проявление могущества волшебным средством (гребешок превращается в лес, тыква в карету). Одержание победы, не только при помощи силы, но и при помощи смекалки, милосердия и др. Счастливый конец.
Cлайд 7
3 этап. Самостоятельное сочинение сказок учащимися. На этом этапе каждому ребенку необходимо выполнять двойную задачу: придумать собственный сюжет, оригинальные образы, новых героев и др., соблюдать четкую последовательность изложения событий.
Cлайд 8
Сочинение сказок. 1 - «Продолжи сказку » *Задание – придумать продолжение уже известной народной, или авторской сказки (Что могло бы произойти с героями дальше) Мы пробывали придумать продолжение к следующим сказкам : «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.» (А. С. Пушкин) «Иван Царевич и Серый Волк» (русская народная сказка) «Конек-Горбунок» (П. П. Ершов) «Гадкий утёнок» (Г.Х.Андерсен) «Листопадничек.»(И.С. Соколов-Микитов)
Cлайд 9
2 – Создание сказки по заданным условиям. На уроке окружающего мира ребята изучали тему «Круговорот воды в природе». После возникла идея – создать сказку «Путешествие капельки». Условие – капелька должна превратиться в какое-либо иное состояние (из жидкого в твёрдое, или газообразное) и вновь вернуться в то же состояние и, возможно, на то же место, откуда начала путешествие.
Cлайд 10
3 - Создание сказки, используя дополнительно подобранный материал (информацию из различных источников: книги, энциклопедии, интернет и т.п.) В рамках общешкольного проекта птицы 1 апреля в международный день птиц ребята в классе написали познавательные и увлекательные сказки. В этих сказках главными героями были сами учащиеся, поэтому все сочинения от первого лица. Но или по волшебству, или во сне, или в мечтах ребята оказались птицами. Дома дети подготовились к написанию такой работы. С помощью книг, энциклопедий, интернета они нашли нужную информацию о внешности птиц, их местообитании, повадках. А благодаря своей фантазии научные статьи ребята смогли превратить в сказки. Название такой сказки выбрали коллективно –«Как я был(а) птицей».
Cлайд 11
Cлайд 12
4 - Сказка на свободную тему, но с заданной идеей. Этот - вершина словесного творчества ребёнка. Он должен самостоятельно придумать название сказки , персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли.
Cлайд 13
Каждая работа – результат детского самовыражения в слове, которое не может и не должно быть гладким и ровным. Это форма мысли и творчества.
Cлайд 14
Коллективный проект учащихся 4 «В» класса. «Сказочный дом» Руководитель проекта: Вахтикова Галина Сергеевна
Cлайд 15
Цель проекта: Научить детей самостоятельно придумывать сказки, развивая их творческие способности. Создание сборника сочинений «Сказочный дом».
Cлайд 16
Задачи проекта: Обучающие: умение анализировать сказку (вид, стилистические особенности, структура), учить анализировать поступки героев, давать им характеристики. Развивающие: развитие речевого творчества детей, развитие мышления, воображения Воспитывающие: воспитывать нравственные чувство( доброе отношение к другому, бережное отношение к природе, трудолюбие и т.д.) воспитывать чувство самостоятельности (минимум помощи со стороны), чувство коллективизма(общее дело), активность, интерес к литературным произведениям и творчеству. Научиться анализировать авторскую/ народную сказку, чтобы в этом же стиле создать её продолжение. Научиться работать с различными информационными источниками при составлении своего сочинения. Научиться самостоятельно сочинять сказку/рассказ, используя свою фантазию, опираясь на свои жизненный и читательский опыт, передавая это в связном повествовании.
Cлайд 17
Гипотеза: творческие работы учащихся по следам изученных ранее произведений углубляют читательские впечатления, приучают детей тренировать воображение, реализовывая собственное художественное отношение детей к прочитанному. Продукт: Сборник сказок, сочинённых учащимися.
Cлайд 18
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других. РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
Cлайд 19
По следам придуманного… Сказка коллективного сочинения «Путешествие волшебной палочки»
Cлайд 20
Создание диафильма.
Cлайд 21
Оформление книжки-малютки «Времена года» Работа редколлегии.
Cлайд 22
Интеграция Математика (сказки про цифры, геометрические фигуры и т.д.) Русский язык (буквы алфавита, звуки, написание словарных слов и т.п.) Окружающий мир (явления природы) Предметы эстетического цикла (спор или дружба красок, нот, инструментов и т.п.)
Cлайд 23
Оформление. Книжки-малютки Большая книга сказок Сонники КЛАССный журнал Газета Комиксы Оформление стенда «Живое слово» Рубрика на сайте класса/школы
Cлайд 24
Инсценировка Создание фильма Создание мультфильма Создание диафильма
Cлайд 25
Творите, выдумывайте, пробуйте! Спасибо за внимание!