Родительское собрание «Как готовить домашнее задание» Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. - Сколько времени должен тратить ребенок определенного возраста на приготовление уроков дома. - Как организовать домашние занятия? - Что делать, чтобы у ребенка не пропадал положительный эмоциональный настрой при приготовлении уроков дома? - Помогать ли, и если да, то в чем? - Как контролировать, как воспитать самостоятельность? - Что делать, если выполнение домашних заданий превратилось в тяжкую обязанность и для самого ребенка, и для его родителей? Автор: Гапоненко И.Ф., учитель английского языка, I категории классный руководитель 6 класса Муниципальная общеобразовательная школа № 3 г. Полярные Зори. Мурманская область
Cлайд 2
«Домашнее задание» Домашняя работа учащихся – особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя «Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.» И.КАНТ
Cлайд 3
Домашняя работа учащихся – особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя. Домашняя учебная работа: приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, учит планировать время, воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность школьника, создает благоприятные условия для углубления знаний, развития способностей и интересов.
Cлайд 4
Продолжительность подготовки домашних заданий, предусмотренная Уставом школы (в скобках указана оптимальная продолжительность с учетом психофизиологии возраста) в 6 классе - до 2,5 часов (2-2,5 часа); в 8 классе - 3 часа (2,5 часа); в 9-11 классах - до 4 часов (3 часа).
Cлайд 5
требования к организации домашней учебной работы: Систематичность. Если задание даётся от случая к случаю, если оно не записывается в дневник, то нет уверенности в том, что кто-то из учеников не забудет его выполнить. Обязательность выполнения и проверки домашнего задания. Посильность домашнего задания – по степени трудности оно должно быть равно или несколько легче тех, что выполнялись на уроке. Разнообразие заданий, предусматривающее задания творческого характера. Дифференциация домашнего задания. Постепенное и последовательное усложнение заданий.
Cлайд 6
требований к организации домашней учебной работы: Взаимосвязь классной и домашней работы по следующим направлениям: а) содержание и приемы выполнения домашнего задания являются продолжением и закреплением классных заданий и упражнений; б) подготовка к домашней работе проводится в классе – разъясняются цель, учебная задача, способы выполнения и контроля задания. Установлено, что успешность выполнения домашнего задания зависит от того, как подробно дан инструктаж характера и последовательности операций, какими памятками рекомендовал пользоваться учитель; в) обеспечивается систематический контроль и самоконтроль учащегося за ходом и результатами домашней учебной работы.
Cлайд 7
виды домашних заданий: Индивидуальные. Включают в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности для одаренных учащихся. Дифференцированные. Задания репродуктивного, конструктивного и творческого уровня. Творческие. Составление схем, моделей, кроссвордов, ребусов, сочинение сказок, защита проектов. Задания массивом. Пересказы текстов, чтение наизусть стихотворений, решение задач на выбор из предложенного материала по желанию ученика.
Cлайд 8
три уровня домашнего задания: 1-й уровень – обязательный минимум. Его цель – закрепление знаний. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику. 2-й уровень – тренировочные. Они направлены на отработку умений и доведения их до автоматизма. Это домашнее задание выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. 3-й уровень – творческие. Их цель – добывание новых знаний, подготовка к их восприятию; развитие творческих способностей. Эти задания выполняются учениками на добровольных началах.
Cлайд 9
формы контроля над выполнением домашнего задания: Арифметические и математические диктанты. Выбор схем и чертежей к задачам. Конкурсы, викторины. Презентации новых идей. Словарные и выборочные диктанты. Построение схем и моделей. Составление плана, таблицы, алгоритма. Защита проекта.
Cлайд 10
Причины снижения качества выполняемой домашней работы. 1. Отсутствие общих учебных умений: не владеют приёмами учебного труда; не усваивают программный материал; не умеют выделять учебную задачу и предмет освоения в изученном материале. 2. Недостатки в развитии: неустойчивое внимание; замедленный темп работы; инертность мышления; слабые навыки чтения; низкий уровень речевой культуры; отрицательное отношение к учению. 3. Отношения с участниками образовательного процесса: трудности в общении с учителем; трудности в общении с родителями; трудности в общении со сверстниками.
Cлайд 11
Чтобы домашние задания были эффективными, необходимо знать индивидуальные особенности учащихся. Учащимся, у которых процесс торможения преобладает над процессом возбуждения, необходимо давать задания на развитие речи (заучивание, выразительное чтение, работа с дополнительной литературой). Для них возможны задания опережающего характера (читать тексты и статьи, которые будут изучаться завтра); задания с использованием плана.
Cлайд 12
Чтобы домашние задания были эффективными, необходимо знать индивидуальные особенности учащихся. Учащимся, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, даются задания небольшие по объёму, разнообразные по содержанию, направленные на развитие памяти, речи и неоднократно воспроизводящие ранее изученное. Этим детям в большом количестве нужны задания, требующие анализа, вычленения частей, признаков, разбора с использованием памяток. Им рекомендуется списывание, письмо по памяти, заучивание.
Cлайд 13
Чтобы домашние задания были эффективными, необходимо знать индивидуальные особенности учащихся. Самая многочисленная группа учащихся с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Основой для них являются задания учебника. Для данных учащихся полезны задания, развивающие и углубляющие склонности, и интересы, задания творческого характера.
Cлайд 14
Домашние задания и... хорошее настроение. У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы: с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор; в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду; вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия; не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы; никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки; постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому; проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!"); в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").