Познакомить с научно-методическими, психологическими подходами к понятию личности школьника и школьного воспитания; Осознание и осмысление основных направлений школьного воспитания; Создание позитивных правил педагогических действий на основе проведенных микроисследований; Развитие навыков коллективной творческо-поисковой деятельности. Осмысление ключевых проблем школьного воспитания личности для создания позитивных правил с целью оптимизации образовательного процесса.
Cлайд 3
Личность школьника – определение и особенности. Школьное воспитание – цель и основные направления. Работа в творческих группах по созданию позитивных программ педагогических действий. Подведение итогов. Принятие решения.
Cлайд 4
Термин «личность» (person) взят из греческого языка, где обозначал маску, а позже – роль артиста. Взгляд на человека со стороны, его включенность в систему общечеловеческих отношений
Cлайд 5
Ребенок, рождаясь, становится инвалидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения. Итак, инвалидом рождаются, личностью становятся.
Cлайд 6
Личность определяется тем, Что она знает; Что она ценит; Что и как она созидает; С кем и как она общается; Каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.
Cлайд 7
Познавательный потенциал – определяется объемом и количеством информации, которой располагает ученик. Морально-нравственный потенциал – определяется приобретенными нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Реализуется в мировоззрении, мироустремлениях, мироощущении. Творческий потенциал – определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении. Коммуникативный потенциал – определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми. Выражается в разнообразии социальных ролей, которые играет личность. Эстетический потенциал – определяется содержанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в «потреблении» произведений искусств.
Cлайд 8
Воспитание – это вхождение ребенка в современную ему культуру с помощью педагогов, вместе с педагогом. Воспитание (англ.) – просвещение, буквально – вести вперед. Воспитание является помощью, содействием учащимся в раскрытии ими своего личного потенциала, реализацией природных сил. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании – это именно процесс эффективного взаимодействия, направленный на достижение заданной цели. Воспитательный процесс обусловлен тем, что он динамичен, подвижен и изменчив.
Cлайд 9
Воспитательный процесс отличается длительностью. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Это проявляется в процессе обучения и во внеклассной и внешкольной работе. Процесс воспитания – процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целости формирования личности. Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление воспитательным процессом строится на обратных связях, т.е. на той информации, что поступает от воспитанников. Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности.
Cлайд 10
Роль школы: она – центр психолого-педагогического руководства развития личности ребенка. Решающий фактор – социальная среда, с ее социально-психологическими и традиционными отношениями. Воспитание не способно изменить социальную среду и микросреду ребенку, нов состоянии оказать на нее влияние, а главное – помочь ребенку выработать необходимое отношение к позитивным и негативным сторонам социальной среды, научить ребенка активному участию в изменении обстоятельств жизни.
Cлайд 11
Хорошо организованное воспитание – это обеспечение широкого взаимодействия ребенка с многообразиями явлений жизни, в процессе которого у него формируются отношения к миру на уровне человеческой культуры, требований общества и личных индивидуальных особенностей максимальное развитие которых является условием его счастья.
Cлайд 12
Формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Выработка жизненной позиции. Принцип связи с жизнью. Воспитание в условиях коллектива. Принцип единства и целости воспитательного процесса, который включает в себя целостность развития самой личности учащихся. Принцип активности и самостоятельности учащихся в сочетании с педагогическим руководством. Принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью. Принцип индивидуализации воспитания (учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие). Принцип соответствия воспитательного процесса возрастным индивидуальным особенностям учащихся.
Cлайд 13
1. Убеждение 2. Поощрение 3. Упражнение 4. Наказание 5. Стимулирование 6. Организация деятельности 7. Формирование сознания
Cлайд 14
Формирование мировоззрения и воспитания Нравственное воспитание: формирование простых и сложных нравственных качеств, простые – это элементарные правила общежития: вежливость, доброжелательность, готовность помочь; к сложным нравственным качествам относится потребность добросовестно выполнять гражданские, правовые и т.п. обязанности. Эстетическое воспитание: формирование восприимчивости к искусству и к тому прекрасному, что есть в творениях человека и в природе. Экономическое и экологическое воспитание: бережное отношение к собственности и природе, обучение основам экономики, ознакомление с основными положениями экономики города, района, страны. Воспитание у учащихся интереса к учебному предмету: формирование познавательного интереса школьников. Познавательный интерес обостряет творческое воображение. Интерес снимает утомление, нервное напряжение, а в силу чего учение становится более плодотворным. Чем активнее познавательная деятельность учащихся, тем с большей уверенностью можно говорить о самостоятельном усвоении умений и навыков. Формировать активную творческую личность – задача каждого учителя.
Cлайд 15
Провести осмысление охарактеризованных направлений школьного воспитания и понятия личности школьника. 1 группа: Создать программу действий педагога для воспитания личности учащегося. 2 группа: Создать систему правил «Семь НЕ», представляющую семь действий педагогов, не способствующих воспитанию личности школьника. 3 группа: Создать систему правил «Десять заповедей успешного воспитания», представляющую десять действий педагога, успешно способствующих воспитанию личности школьника.
Cлайд 16
Принять выработанные правила за основу в деятельности учителя, распечатать их в виде листовок и раздать учителям.