Методика организации проектной и учебно-исследовательской деятельности "Учение вообще есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником" С.Л.Рубинштейн ‹#›
Cлайд 2
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Цели образования ориентация на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации ‹#›
Cлайд 3
Под учебно-исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. ‹#›
Cлайд 4
Классификация по характеру контактов между участниками · Внутриклассные. · Внутришкольные. · Региональные. · Межрегиональные. · Международные. Классификация проектов по комплексности · монопроекты · межпредметные проекты Классификация проектов по продолжительности · мини-проекты · краткосрочные · недельные · годичные ‹#›
Cлайд 5
Цель проекта – создание нового продукта, чаще всего субъективно нового Цель исследования – создание модели явления или процесса ‹#›
Cлайд 6
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат ‹#›
Cлайд 7
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений ‹#›
Cлайд 8
Основные требования к использованию метода проекта: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Cлайд 9
Учитель должен: владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся; уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения; направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
Cлайд 10
При использовании проектной технологии каждый ученик: учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; приобретает коммуникативные навыки и умения; овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Cлайд 11
Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются: проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения; аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений; диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования); изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов; экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата; проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
Cлайд 12
Требования к учебно-исследовательской деятельности: Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. ‹#›
Cлайд 13
Ход учебно-исследовательской деятельности можно представить в виде цепочки: Обоснование темы; Постановка целей и задач Определение объекта и предмета исследования Разработка гипотезы исследования Непосредственно исследования Результаты Оценка полученных результатов и выводы.
Cлайд 14
Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были: простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся; разнообразными по содержанию; интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности; разными по форме проведения, взаимосменяемыми, привлекательными для учащихся.
Cлайд 15
урок-исследование, урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок изобретательства, урок—рассказ об учёных, урок—защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени исследовательская практика обучающихся образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета ученическое научно-исследовательское участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях ‹#›
Cлайд 16
рефлексивные умения; поисковые (исследовательские) умения; навыки оценочной самостоятельности; умения и навыки работы в сотрудничестве; менеджерские умения и навыки; коммуникативные умения; презентационные умения и навыки неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы; сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя; риск неудачного окончания работы; повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя; невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу
Cлайд 17
Работа научных обществ Ведение элективных курсов Создание инициативной группы Программа формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельностью