Требования к рабочей программе по предмету (ФГОС ООО)
Cлайд 2
Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения (5 – 9 классы), а не на учебный год Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся. Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!
Cлайд 3
Поясняющая часть Предметная часть Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Части программы отдельного учебного курса Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса) Описание места предмета в учебном плане Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения; Содержание учебного предмета (курса)
Cлайд 4
Рабочие программы составляются для всех учебных предметов (курсов) Основных (входящих в состав учебного плана ОУ) Факультативных Интегрированных Элективных Любых курсов по выбору Курсов в рамках внеурочной деятельности Курсов в рамках дополнительного образования Отсутствие Примерной программы не является основанием для отсутствия Рабочей программы
Cлайд 5
Закон «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт; Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Cлайд 6
Пояснительная записка Цели изучения данного предмета (курса) Поясняющая часть формирование системы … знаний познание на конкретных примерах многообразия… познание сущности и динамики главных процессов… понимание главных особенностей… формирование навыков и умений… воспитание уважения, сознательного отношения к… развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством… развитие… компетенций, посредством… формирование качеств мышления, необходимых для… развитие устойчивого интереса к… формирование у школьников умений применять… знания для… приобретение опыта разнообразной деятельности в… Каждый учитель задает цели конкретно для себя и своих учеников. Не нужно описывать цели, в которых не уверен и которые не понимаешь!
Cлайд 7
Общая характеристика учебного предмета (курса) Краткое (в одном-абзаце) описание сути изучаемой науки Поясняющая часть … — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о…. Школьный курс … — это… Курс … является частью науки о …. Поэтому… Второй абзац может указывать на актуальность данного курса для данного возраста учащихся В современном мире необычайно актуальны знания о …. Поэтому… Подростковый возраст отличается…. Поэтому… Особенно необходим этот раздел для факультативных, интегративных, элективных, профильных и иных «нетрадиционных» курсов!
Cлайд 8
Описание места предмета (курса) в Учебном плане ОУ Краткое описание взаимодействия данного предмета (курса) с другими предметами учебного плана Поясняющая часть В какой момент начинают изучать курс? Является ли он продолжением изучения данного предмета в начальной школе? Сколько времени отводится на изучение данного предмета (курса)? Как распределяется учебное время по классам средней школы? Какие иные предметы (курсы) поддерживают данный предмет (курс)? Возможность внеурочного изучения отдельных тем курса. В какую образовательную область входит предмет (курс)? Вся поясняющая часть пишется простым языком, чтобы мог понять неподготовленный читатель (родитель, учащийся и пр.)!
Cлайд 9
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Предметная часть Результаты освоения обязательных учебных предметов описаны в двух документах: В Стандарте В Примерных учебных программах Личностные и метапредметные результаты описаны для всей ООП целиком, а предметные результаты описаны отдельно для каждого предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты описаны отдельно для каждого предмета Но Стандарт – это закон, а Примерная программа – документ рекомендательный Для всех необязательных курсов результаты описываются на основании Стандарта
Cлайд 10
Например: Неравенства Выпускник научится: понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств; решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления; применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса. Выпускник получит возможность научиться: разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики; применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
Cлайд 11
Содержание учебного предмета (курса) Основу данного раздела составляет содержание «Фундаментального ядра» Стандарта Предметная часть Прежние учебные программы Новые учебные программы Содержание располагается в хронологическом порядке Программа одновременно является упрощенным тематическим планированием Содержание распределяется по смысловым блокам Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса!
Cлайд 12
Тематическое планирование Предметная часть Этот раздел Рабочей программы предназначен для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе. Тематическое планирование составляется учителем ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ! ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ! Поэтому тематическое планирование должно содержать те графы, которые нужны учителю для его работы. Поэтому у разных учителей не только могут, но и должны быть разные по форме планирования.
Cлайд 13
Тематическое планирование Предметная часть Необходимые графы На отдельных предметах могут добавляться графы: фонетика, лексика, чтение, аудирование, письмо, основные факты, литературные (музыкальные, художественные) произведения и пр. Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ (основных, элективных, факультативных, дополнительных, профильных) как в рамках урочной, так во внеурочной деятельности. № Тема Количество часов Основной вид учебной деятельности Отрабатываемые УУД
Cлайд 14
Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика Восточные славяне. Расселение, занятия, верования, общесвенное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Предпосылки и причины обраования государства у восточных славян. Ва центра славянской государственности – Новгород и Киев. Фомирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина. Полюдье. Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия Описывать жизнь и быт, верования славян. Объяснять смысл понятий князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.
Cлайд 15
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Предметная часть Все описания оснащение того или иного курса, данные в Примерных программах по предмету, носят рекомендательный характер. В своей Рабочей программе каждый учитель описывает РЕАЛЬНОЕ оснащение его предмета в данном образовательном учреждении. Это то, с помощью чего он планирует достичь результата.
Cлайд 16
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Выпускник научится Предметная часть Выпускник получит возможность научиться Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО» . Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь. Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам. Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.
Cлайд 17
Титульный лист Рабочей программы должен быть составлен по правилам составления документов Обязательные реквизиты документа Автор документа Место составления документа Время составления документа Утверждаются Рабочие программы отдельно от ООП ТОЛЬКО руководителем образовательного учреждения! Титульный лист Рабочей программы