ГОЛОВАШ СВЕТЛАНА ВАЛЕНТИНОВНА МАОУ «Гимназия №6 г. Перми» ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Cлайд 2
Цель российского образования «гуманистически ориентированная личность, культурно-исторический субъект, способный к самореализации в условиях современной реальности».
Cлайд 3
Задачи исторического образования осмысление истории как творения человека и человечества во всем ее многообразии; осознание альтернативности исторического развития; осознание собственной ответственности перед будущими поколениями за сделанный конкретный выбор в конкретной исторической ситуации из множества возможных вариантов действий.
Cлайд 4
Сегодняшняя реальность низкий уровень культуры поведения аполитичность потребительское отношение к жизни равнодушие. Снижение качества образования
Cлайд 5
Мотивация к учению Внешние побуждения (связанные с принуждением, осознанием вынужденности образования): критика оценки экзамены вызов родителей в школу и т.д. Внутренние стимулы: (содержание деятельности и процесс ее выполнения). сделать привлекательной саму деятельность учащихся в процессе получения образования не работают! ? ? ?
Cлайд 6
Содержание образовательной деятельности можно разнообразить А.Н Иоффе (Преподавание истории в школе, № 6, 2009г.): 1) Рассмотрение ситуаций, вызывающих неоднозначные оценки и подходы. 2) Особое внимание уделять событиям, имеющим широкий общественный резонанс. 3) Визуализация: картина, рисунок, фотография, видеосюжет не только задействуют образное мышление, но и могут стать началом обсуждения проблемы. Можно предложить учащимся создать свое графическое изображение. 4) Произведение художественной литературы для актуализации знаний, полученных на других уроках.
Cлайд 7
5) Использование нескольких понятий или терминов, имеющих смысловое единство для определения темы или несколько определений одного понятия для выбора наиболее удачного с объяснением своей позиции. 6) Ролевая игра как способ создать атмосферу сотрудничества. 7) Документ как почва для размышлений. 8) Афоризм как квинтэссенция мысли. 9) Неоконченное предложение- возможность дополнить текст, восстановить смысл потерянной информации. 10) Определение автора. Предположение об авторе, теме способствует интересу к изучаемому вопросу.
Cлайд 8
Процесс деятельности: Ученик - исследователь, а не приёмник знаний
Cлайд 9
Компетентностный подход КОМПЕТЕНЦИЯ – это готовность субъекта эффективно соорганизовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы.
Cлайд 10
Некоторые способы, с помощью которых возможна реализация компетентностного подхода, Организация исторического исследования осознание проблемы возможность вступить в диалог коллективно-распределенная деятельность личностное суждение и собственный вывод Проектный метод последовательное планирование своих действий предвидение определенного желаемого результата выбор средств его достижения конкретный продукт
Cлайд 11
Объект - исторического исследования исторический текст. Текст (или подборка текстов) не должен быть простой иллюстрацией, дополнением к учебнику. Он должен быть либо самостоятельным источником исторических знаний, либо содержать в себе некое противоречие, именно побуждающее к исследованию прошлого Текст должен пробудить желание задуматься над смыслом и назначением истории, приобщить учеников к труду ученых.
Cлайд 12
Алгоритм исследовательской работы с текстом выявление противоречия (внутренний конфликт) формулирование вопроса (проблема) поиск ответа (собственно исследование) личностное суждение и оценка (вывод).
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
Люди еще не умели с огнем обращаться, и шкуры, Снятые с диких зверей, не служили одеждой их телу, В рощах, в лесах или в горных они обитали пещерах И укрывали в кустах свои заскорузлые члены, Ежели их застигали дожди или ветра порывы... На несказанную мощь в руках и ногах полагаясь, Диких породы зверей по лесам они гнали и били Крепким тяжелым дубьем и бросали в них меткие камни, Многих сражали они, от иных же старались укрыться... Древним оружьем людей были руки, когти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья, Пламя, затем и огонь, как только узнали их люди. Силы железа потом и меди были открыты... Тит Лукреций Кар «О природе вещей»
Cлайд 16
Cлайд 17
В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. Нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно... И, одновременно с этим, благодаря мощной технике и успехам научного мышления, благодаря радио и телевидению, человек может мгновенно говорить в любой точке нашей планеты с кем угодно. Перелеты и перевозки достигли скорости нескольких сот километров в час, и на этом они еще не остановились ... перед человеком открывается огромное будущее. Владимир Иванович Вернадский. Несколько слов о ноосфере
Cлайд 18
Cлайд 19
В мире много сил великих, Но сильнее человека Нет в природе ничего. Софокл
Cлайд 20
Учебная задача курса: ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК СТАЛ ХОЗЯИНОМ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ?