Формирование УУД средствами предмета «Окружающий мир»
Cлайд 2
Виды УУД: личностные регулятивные познавательные коммуникативные
Cлайд 3
Личностные УУД обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Cлайд 4
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение, и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; нравственно-эстетическая ориентация
Cлайд 5
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД : Сфера личностных УУД обеспечивается, прежде всего, сюжетной основой курса и диалоговым характером учебных текстов. Сюжет позволяет построить диалоги персонажей (героев) учебников, которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми
Cлайд 6
В процессе диалога учащимся задаются вопросы типа: «В чем причина ошибки рассуждений «героя»?», «Сравните и оцените два подхода» и т. д. Герои диалога могут и ошибаться в своих суждениях, что чрезвычайно важно для психологического комфорта учащихся со сред- ними способностями и для детей с повышенной тревожностью. Например, выступление Миши на заседании школьного клуба
Cлайд 7
(«Окружающий мир», 2 кл., ч. 1, с. 94): «“Я считаю, что крапиву надо отнести к культурным растениям. Во-первых, она растет на огороде. Во-вторых, ее листья употребляют в пищу. В-третьих, я за ней ухаживаю. Я ее весной поливаю”. А ты согласен с Мишей?»
Cлайд 8
Или диалог читателя с героями очередного заседания школьного клуба, где обсуждается целесообразность соблюдения режима дня младшим школьником (2 кл., ч. 2, с. 67): «От кого зависит твой режим дня? Кому — тебе или взрослым — он нужен? Миша сказал, что его режим дня не зависит от него. Так, мама настаивает на том, чтобы спать он ложился в 9 часов вечера. Костя Погодин возразил. Каждый сам решает, раньше или позже 9 часов вечера ложиться спать. Но он считает, что от того, во сколько ляжешь спать, зависит режим нового дня. А как считаешь ты?»
Cлайд 9
Задания, основная цель которых — обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение). Тема «Почему надо беречь полезные ископаемые?». Уважаемые члены клуба «Мы и окружающий мир», в чем заключается ваше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых? (3 кл., ч. 2, с. 29).
Cлайд 10
Задания, основная цель которых — определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту). Тема «Расти здоровым». От чего зависит здоровье человека? Рассмотри схему. Дополнить тебе ее поможет Оглавление (2 кл., ч. 2, с. 54).
Cлайд 11
Задания, основная задача которых — формирование УУД и усвоение знаний об организме человека с целью укрепления здоровья, осознанного выполнения режима дня, оказания первой помощи при несложных несчастных случаях. Тема «Берегись простуды!». Рассмотри рисунок на с. 77. Расскажи по рисунку, какие правила гигиены надо соблюдать? (2 кл., ч. 2, с. 78).
Cлайд 12
Задания, основная цель которых — проявление уважения и готовности выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы). Тема «День Конституции России»: Ты уже учишься во 2 классе и знаешь права и обязанности школьника. Как ты понимаешь свое право на отдых? Можно ли не делать уроки, если не хочется? (2 кл., ч. 2, с. 114).
Cлайд 13
Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей пользоваться приёмами, облегчающими учебный процесс. Не зря говорят: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими».