Диагностика метапредметных и предметных результатов с учетом требований ФГОС нового поколения Фуфыкин Владимир Николаевич - доцент кафедры образовательных технологий
Cлайд 2
План лекции Показатели качества образования 1 Определение диагностической ценности заданий 3 Уровни деятельности 2 Диагностика оценочных суждений 5 Технология постановки вопросов 4
Cлайд 3
Показатели качества образования (предметные, метапредметные, личностные) 1
Cлайд 4
Образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные освоение предметных ЗУН, опыта решения проблем, творческой деятельности в рамках изучения предмета освоенные на базе учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях система ценностных отношений обучающихся, к самим себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам ФГОС НОО
Cлайд 5
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: ФГОС ООО
Cлайд 6
Качественная оценка Количественная оценка Использование школьных оценок «3» «4» «5» Качественная оценка Количественная оценка Использование многомерных шкал Проблема выбора показателей Программы ФГОС ФГОС Предметныедостижения Уровни деятельности
Cлайд 7
Целевые установки урока Цели урока должны быть конкретны (отражать специфику содержания урока), агностичны (попускать определения степени их достижимости) Образовательные задачи Тематические (предметные) результаты Развивающие задачи Метапредметные (предметные) результаты Воспитательные задачи Личностные результаты
Cлайд 8
Предметные компетенции В преподавании русского языка цели предметной деятельности определяются как формирование трех компетенций: Лингвистическая компетенция знания о языке и речи, и умение пользоваться этими знаниями в работе с языковым материалом Языковая компетенция практическое владение русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм Коммуникативная компетенция или владение разными видами речевой деятельности, способность воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания: писать с учетом условий и задач общения
Cлайд 9
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности ФГОС ООО
Cлайд 10
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8. смысловое чтение; 9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; ФГОС ООО
Cлайд 11
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. ФГОС ООО
Cлайд 12
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; … человечества … 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию , … 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; ФГОС ООО
Cлайд 13
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, … 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,… 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, … 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; ФГОС ООО
Cлайд 14
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения … 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, … 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. ФГОС ООО
Cлайд 15
Оценка результатов К результатам, подлежащим итоговой оценке системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке; умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни. К результатам, не подлежащим итоговой оценке ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные личностные характеристики
Cлайд 16
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования Русский язык 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков; ФГОС ООО
Cлайд 17
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования Русский язык 4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
Cлайд 18
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования Русский язык 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. ФГОС ООО
Cлайд 19
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования История России. Всеобщая история: 1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; 2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
Cлайд 20
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования История России. Всеобщая история: 3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
Cлайд 21
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования История России. Всеобщая история: 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; 6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Cлайд 22
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования Иностранный язык. 1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; 2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
Cлайд 23
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования Иностранный язык. 3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; 4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Cлайд 24
Системно-деятельностный подход к оценке сформированности уровней деятельности УРОВНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2
Cлайд 25
Качественная оценка Количественная оценка Использование школьных оценок «3» «4» «5» Качественная оценка Количественная оценка Использование многомерных шкал Проблема выбора показателей Программы ФГОС ФГОС Предметныедостижения Уровни деятельности
Cлайд 26
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Cлайд 27
Характеристика учебной деятельности Понятие учебной деятельности рассматривается с позиций концепции учебной деятельности, разрабатываемой с начала 60-х годов (Д.Б.Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин и др.). Учебная деятельность понимается как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, впоследствии чего она и начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития.
Cлайд 28
Характеристика учебной деятельности Pебенок может участвовать в учебном процессе как субъект только в том случае, если он приобретает способность самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач. А такие возможности определяются теми условиями, которые будут созданы в процессе обучения.
Cлайд 29
Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Cлайд 30
Психологическая структура учебной деятельности учащегося
Cлайд 31
Уровни деятельности и их диагностика 2
Cлайд 32
Уровни выполнения заданий 1 2 3 Базовый Повышенный Высокий ?
Cлайд 33
Объемы (уровни) освоенного содержания предмета (стандарта) ЗАДАНИЯ А ЗАДАНИЯ В ЗАДАНИЯ С
Cлайд 34
Различные подходы к определению трех уровней усвоения учебного материала «3» «4» «5» Выготский Л.С. репродуктивная деятельность, реконструктивная деятельность вариативная деятельность Гальперин П.Я. Ориентировка на единичные признаки. Ориентировка на локальные признаки Ориентировка на психологический механизм – инсайт. Талызина Н.Ф. Решение типовых задач Использование логических приемов Решение нестандартных задач
Cлайд 35
Различные подходы к определению уровней усвоения учебного материала Б.Блум Знания Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Симонов П.П. Различие Запоминание Понимание Простейшие умения и навыки Перенос Беспалько В.П. Ученический Репродуктивно-алгоритмический Продуктивно-эвристический Продуктивно-творческий Максимова В.Н. Узнавание Запоминание Понимание Применение Тематическое обобщение Предметное обобщение Межпредметное обобщение
Cлайд 36
Уровни проверяемой деятельности 1 2 3 Понимание, узнавание, знания Применять знания и умения в знакомой ситуации Применять знания и умения в измененной ситуации ЕГЭ 4 Применять знания и умения в новой ситуации
Cлайд 37
Уровни учебной деятельности Ученический Уровень усвоения учебной деятельности, который позволяет ученику: 1) При повторном воспроизведении информации отличить ее правильное использование от неправильного, 2) Выполнять алгоритмические действия при внешне представленных пооперационных правилах действия 1 уровень Репродуктивный (воспроизводящий) Уровень усвоения учебной деятельности, который позволяет ученику самостоятельно: 1) Воспроизводить базовое предметное содержание 2) Применять усвоенные алгоритмы, способы работы в типовой, знакомой ситуации ситуации. 2 уровень Продуктивный (реконструктивный) Уровень усвоения учебной деятельности, на котором ученики способны: 1) Самостоятельно воспроизводить и использовать усвоенную информацию для получения новой информации. Воспроизводить доказательства (обоснования) сложных взаимосвязей, системно излагать теоретические концепции. 2) Действовать в видоизмененной ситуации, требующей модернизации типового способа деятельности, приспособления его к новой ситуации. Выполнения заданий, требующих комбинации типовых действий. 3 уровень Творческий, (исследовательский, компетентностный) Уровень усвоения учебной деятельности, на котором ученики способны действовать в новых для себя условиях: 1) Обнаруживать новые свойства известных объектов, находить новые объекты и их свойства. 2) Выполнять действия в новой для ученика ситуации, требующей построения нового способа действия на основе общих приемов деятельности. 4 уровень
Cлайд 38
Таксономия Блума как основа диагностики сформированности уровней деятельности 2
Cлайд 39
Таксономия это иерархически взаимосвязанная система (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos -закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение Таксономия Б.Блума система, содержащая описание целей в области познавательной деятельности (1956 г.)
Cлайд 40
Таксономия Блума Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов обучающего характера Таксономия помогает соотнести тестовые задания с определенной категорией, а следовательно с уровнем Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся наиболее доступная категория целей, а завершает – наиболее сложная Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Компетентности Мышление высокого уровня Мышление высокого уровня
Cлайд 41
Информированность Знание : Способов и средств обращения с конкретным материалом Определений Тенденций и результатов Системы понятий и категорий Критериев Методологии Знание терминов, понятий, встречающихся в тексте, либо понятий которые могут быть использованы в ответах на последующие тестовые задания.
Cлайд 42
Информированность Осознанность Понимание информации: Интерпретация Объяснение Экстраполяция Демонстрация способности интерпретировать представлять информацию, переводить информацию из одной знаковой формы в другую
Cлайд 43
Функциональная грамотность Осознанность Информированность Применение знаний и умений в стандартных (знаковых) ситуациях Демонстрация правильного использования: правил формул алгоритмов инструкций предписаний
Cлайд 44
Функциональная грамотность Осознанность Информированность Применение знаний и умений в измененной ситуации, требующей ее анализа Демонстрация умения анализировать ситуацию, определять степень ее новизны Демонстрация способности видоизменять способ деятельности в соответствии с измененной ситуацией Демонстрация умения комбинировать известные способы действия на основе явных связей Частично-поисковый
Cлайд 45
Осознанность Информированность Применение знаний и умений в новой ситуации, владение эвристическими приемами, инсайт для создания нового целого Демонстрация способности конструировать способ действия на основе общих приемов деятельности Демонстрация умения комбинировать известные или модернизированные приемы в соответствии с новой ситуацией на основе явных и скрытых сваимосвязей Частично-поисковый Исследо-вательский Функциональная грамотность
Cлайд 46
Осознанность Информированность Умение оценивать значение информации для конкретных целей. Оцениваться может как предложенная информация (суждения), так и способ деятельности (по его продуктивности) Критерии могут быть внутренними (структурными, логическими) как и внешними ( соответствие поставленной цели) Критерии могут предлагаться ученику либо выбираться им самим Частично-поисковый Исследо-вательский Оценка Функциональная грамотность
Cлайд 47
Ключевые слова (глаголы действия) для формулирования заданий Оценить, представить аргументы,защитить точку зрения,доказать,согласится, спрогнозировать создать,придумать дизайн,разработать,составить план проанализировать,проверить,провести эксперимент,организовать,сравнить,выявить различия применить,проиллюстрировать, решить описать,объяснить,определить признаки,сформулировать по-другому составить список,выделить,рассказать,показать,назвать
Cлайд 48
№14. Познакомьтесь с текстом манифеста Е.И.Пугачева от 28 июля 1774г. «Божию милостью мы, … император и самодержец Всероссийский и прочая, и прочая, и прочая. Объявляется во всенародное известие. Жалуем именным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находящихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными нашей короны рабами, награждаем вольностию и свободою вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением земель. Лесными, сенокосными угодиями, и освобождаем всех (от) прежде чинимых от дворян и градских мздоимцев – судей всем крестьяном налагаемых податей и отягощений. И желаем вам спокойной в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прописанных злодеев дворян страстие и немалое бедствие. …….. [1] Цит. по: Документы статьи Е.И.Пугачева, повстанческих властей и учреждений. 1773-1774 гг. М 1975. с. 46-47. Используя текст, укажите, какая форма правления установилась бы в России в случае победы Пугачева? А.Парламентская республика В.Конституционная монархия С.Самодержавие D.Тоталитаризм Уровень деятельности Исследовательский
Cлайд 49
1. Что такое Геллеспонт? гора река пролив область в Греции Уровень деятельности Информированность
Cлайд 50
13. О каких человеческих и полководческих качествах Александра Македонского свидетельствует документ? Уровень деятельности Исследовательский
Cлайд 51
15. Согласны ли вы с мнением Ганнибала, который считал, что Александр Македонский был величайшим полководцем своего времени? Приведите 3-5 аргументов в доказательство своей точки зрения. Уровень деятельности Оценочный
Cлайд 52
Задания по литературе 6.(Л-2) Укажите правильный ответ (обведите кружком). К какому литературному жанру принадлежит это произведение? А.Лирическое стихотворение В.Баллада С.Былина D.Песня Уровень деятельности Осознание
Cлайд 53
Задания по литературе 6. Выпишите из текста слова и словосочетания, выражающие чувства лирического героя: _______________________________________________________________________________________________ Уровень деятельности Частично-поисковый
Cлайд 54
5. Р-5. В предложении «По степи, не в дальнем расстоянии от крепости, разъезжали человек двадцать верхами», - знаки препинания разделяют: Уровень деятельности Функциональная грамотность А. однородныечлены В. определяемоесловоиопределение С. частисложногопредложения D. уточняемоесловоиуточняющиечлены
Cлайд 55
10. Л-5. Почему Пушкин в качестве эпиграфа к произведению взял пословицу: «Береги честь смолоду»? Уровень деятельности Оценочный
Cлайд 56
Определение диагностической ценности заданий с учетом требований ФГОС 3
Cлайд 57
Качественная оценка Количественная оценка Использование школьных оценок «3» «4» «5» Качественная оценка Количественная оценка Использование многомерных шкал Проблема выбора показателей Программы ФГОС ФГОС Предметныедостижения Уровни деятельности
Cлайд 58
2.(Р-2) Какое средство выразительности использовано в предложении «Не сияет на небе солнце красное…» А.Гипербола В.Сравнение С.Оксюморон D.Инверсия Информированность Метапредметные результаты Умение определять понятия Предметные результаты 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; Тематические результаты ….
Cлайд 59
10. Л-5. Почему Пушкин в качестве эпиграфа к произведению взял пословицу: «Береги честь смолоду»? Оценочный Тематические результаты …. Предметные результаты овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Метапредметные результаты создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
Cлайд 60
Прочтите внимательно текст древнегреческого мифа о Тесее и Минотавре Правил некогда в Афинах царь Эгей. От первых царей Аттики вел он свой род, от самого Эрихтония, рожденного Геей-Землей, того, которого богиня Афина принесла на акрополь младенцем и воспитала в своем храме. Мудрым и справедливым царем был Эгей, чтили его подданные, победил он врагов своих, оспаривавших афинский престол. Храбрым воином был и сын его, Тесей, отправившийся на корабле на остров Крит, чтобы убить ужасное чудовище, пожиравшее людей – Минотавра. Когда корабль прибыл на Крит, царь Минос сам вышел посмотреть на тех, кому выпал жребий принять страшную смерть в подземельях лабиринта. …
Cлайд 61
Задание № 1 Предание, передающее представление древних народов о происхождении мира и явлений природы, называется: 1) мифом 2) сказкой 3) былиной 4) верны все три понятия Тематическое содержание Знание теоретико-литературных понятий Предметное содержание Знание образной природы словесного искусства. Знание необходимых теоретико – литературных понятий Метапредметные результаты умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; Уровни деятельности Информированность
Cлайд 62
Задание № 9 Сравните карты. Найдите остров Крит и Афины, взяв линейку и карандаш, соедините точки, изобразив путь Тесея в виде прямой линии. А мог ли Тесей плыть по прямой? Почему? Предметное содержание Умение строить устные и письменные высказывания в связи с изучаемым произведением Участие в диалоге по прочитанным произведениям, понимают другую точку зрения и аргументируют свою. Метапредметные результаты Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Уровни деятельности Частично-поисковый Тематическое содержание ????
Cлайд 63
Task № 1: Agree or disagree with some statements on the text and fill in the table Тематическое содержание Овладение новыми языковыми средствами- лексикой в соответствии с темой «Мир профессий и характеристика человека» Предметное содержание анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; Уровни деятельности Осознание Метапредметные результаты умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; № of the statements Agree Disagree 1. All people need to have a bodyguard 2.Politicians in almost all countries are guarded by bodyguards 3. Important business people and rock stars never have bodyguards to protect them. 4. A bodyguard is not a dangerous job 5. Some bodyguards wear bullet-proof vests.
Cлайд 64
Task № 2: Find what three characteristics are necessary for the following jobs and cross out the odd word: Тематическое содержание Расширение объема лексических единиц по теме «Мир профессий и характеристика человека» Предметное содержание анализировать языковые единицы с анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; Метапредметные результаты умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; Уровни деятельности Осознание № of the statements Agree Nurse Responsible, kind, non-athletic, friendly Librarian Intelligent, cruel, polite, sociable Lawyer Independent, polite, clever, naughty Engineer Rude, creative, curious, clever Businessman Independent, responsible, creative, shy
Cлайд 65
Task № 4: Answer the following questions about the text and write down your answers: 1. Who usually needs a bodyguard? __________ 2. A bodyguard is a dangerous job, isn't it? _____ 3. What do bodyguards do? _________________ 4. Can a woman be a bodyguard? ____________ Тематическое содержание Извлечение запрашиваемой информации по прочитанному тексту «Телохранитель» Предметное содержание Умение выбирать из почитанного текста необходимую информацию и на основе прочитанного использовать прием смысловой переработки текста Метапредметные результаты Умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения и самоконтроля Уровни деятельности Осознание
Cлайд 66
Task № 5: Why do people choose dangerous jobs? Would you like to be a bodyguard? Give your reasons. Тематическое содержание Оценивать полученную информацию и выражать своё мнение о прочитанном Предметное содержание Умение делать самостоятельное высказывание по теме и дать аргументацию своей точке зрения Метапредметные результаты Умение высказываться о фактах, используя основные коммуникативные типы речи, умение аргументировать свою точку зрения Уровни деятельности Оценочный
Cлайд 67
1. Что такое Геллеспонт? гора река пролив область в Греции Тематическое содержание Знать основные направления походов А.Македонского и места главных сражений Предметное содержание Уметь раскрывать смысл, значение исторических понятий; Метапредметные результаты умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, Уровни деятельности Информированность
Cлайд 68
11. Кем, по-вашему, стал Александр Македонский, если бы он в силу невероятных обстоятельств оказался в 21 веке? Обоснуйте свой ответ. политиком экономистом писателем секретным агентом Тематическое содержание Уметь определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям в истории. Предметное содержание Уметь составлять исторический портрет Александра Македонского Метапредметные результаты формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Уровни деятельности Частично-поисковый
Cлайд 69
13. О каких человеческих и полководческих качествах Александра Македонского свидетельствует документ? Тематическое содержание Уметь приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе Предметное содержание Уметь составлять исторический портрет Александра Македонского Метапредметные результаты создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Уровни деятельности Исследовательский
Cлайд 70
Показатели информационных умений 1. Выявлять основной смысл (тему, идею) в содержании текста Понимание его целостного смысла включало определение главной темы, общей цели или назначения текста. 2. Находить информацию в тексте Показателем является умение определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации. 3. Интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл. Показателем являлось умение сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. 4. Рефлексии на содержание текста. Показателем является умение выполняя задания, связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, находить доводы в защиту своей точки зрения. 5. Рефлексии на форму текста. Показателем является способность, выполняя задания, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения. Умение использовать знаково-символические средства представления информации
Cлайд 71
Показатели коммуникативных умений 1. Самостоятельность - умение формулировать самостоятельную точку зрения, с опорой на собственный жизненный опыт 2. Терминологическая грамотность - умение формулировать собственную позицию, исходя из специфики содержания обсуждаемой проблемы, с корректным использованием понятий, терминов; 3. Обоснованность - умение доказательно представлять свою позицию, используя достаточное количеством аргументов (доводов), обосновывающих собственную точку зрения. 4. Оригинальность - умение генерировать собственную позицию, отличающуюся оригинальностью и независимостью. 5. Сотрудничество умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в паре, группе
Cлайд 72
Древнегреческий историк Арриан о разгроме персов Александром Македонским Что такое семья Материал для контрольной работы по курсу НОВАЯ ИСТОРИЯ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ ПО ГРУППАМ
Cлайд 73
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ ПО ГРУППАМ «Рассказ о лесорубе, которому до всего было дело» – 6 класс Кот «Война и мир» – 11 класс ККР «Рябинка» - 9 класс «Легенды и мифы древней Греции» - 5 класс ККР «Данко» - 9 класс Кот «Плагиат»
Cлайд 74
Задание для групповой работы Определите диагностическую ценность заданий теста: Тематический результат Предметный результат Метапредметный результат Уровень деятельности Если имеется обозначение в работе, отличное от нумерации (например А-1, В-1, С-1 …) Перечисляются все проверяемые элементы содержания (знания понятий, законов, свойств, теорий, концепций), используется программа Перечисляются проверяемые общепредметные результаты (Используется ФГОС ОО) Укажите только номер Указывается метапредметные результаты (используется ФГОС ООШ) Укажите только номер Указывается уровни проверяемой деятельности (Информированность Осознанность Грамотность Частично-поисковый Исследовательский Оценочный) № Обозначение в работе (А-1, В-1, С-1 …) Диагностируемые тематические результаты Диагностируемые предметные результаты Диагностируемыеметапредметныерезультаты Диагностируемые уровни деятельности 1. 2. 3. 4.
Cлайд 75
Проблема выбора показателей для диагностики успешности с учетом требований ФГОС
Cлайд 76
Качественная оценка Количественная оценка Использование школьных оценок «3» «4» «5» Качественная оценка Количественная оценка Использование многомерных шкал Проблема выбора показателей Программы ФГОС ФГОС Предметныедостижения Уровни деятельности
Cлайд 77
Проблема выбора показателей 1. ФГОС НОО УУД: четыре группы 2. ФГОС ООО Личностные результаты: (11 позиций) Метапредметные результаты: (12 позиций) Предметные результаты (6 позиций) 3. Программа Технология Личностные результаты:(11 позиций) Метапредметные результаты: (13 позиций) Предметные результаты: (30 позиций) 4. Программы развивающих систем обучения УУД : Петерсон Л.Г.: Деятельностный метод обучения: Образовательная система «Школа 2000»
Cлайд 78
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе: ■ формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; ■ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; ■ самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; ■ развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; ■ осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
Cлайд 79
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: ■ самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности; ■ алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; ■ определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; ■ комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; ■ выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов; ■ виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
Cлайд 80
Показатели информационных умений 1. Выявлять основной смысл (тему, идею) в содержании текста Понимание его целостного смысла включало определение главной темы, общей цели или назначения текста. 2. Находить информацию в тексте Показателем является умение определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации. 3. Интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл. Показателем являлось умение сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. 4. Рефлексии на содержание текста. Показателем является умение выполняя задания, связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, находить доводы в защиту своей точки зрения. 5. Рефлексии на форму текста. Показателем является способность, выполняя задания, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения.
Cлайд 81
Показатели информационных умений 1. Самостоятельность - умение формулировать самостоятельную точку зрения, с опорой на собственный жизненный опыт 2. Терминологическая грамотность - умение формулировать собственную позицию, исходя из специфики содержания обсуждаемой проблемы, с корректным использованием понятий, терминов; 3. Обоснованность - умение доказательно представлять свою позицию, используя достаточное количеством аргументов (доводов), обосновывающих собственную точку зрения. 4. Оригинальность - умение генерировать собственную позицию, отличающуюся оригинальностью и независимостью.
Cлайд 82
Метапредметные результаты освоения ООП 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: (9 позиций) 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: (7 позиций) 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: (6 позиций) 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: (6 позиций) 1.Межпредметные понятия Читательская компетентность Навыки работы с информацией Опыт проектной леятельности Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет : ( 6 позиций)
Cлайд 83
Предметные результаты РУССКИЙ ЯЗЫК Выпускники научатся владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; Читательская компетентность Навыки работы с информацией Опыт проектной леятельности Выпускники получат возможность научиться анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
Cлайд 84
Технология постановки вопросов (основополагающие, проблемные, частные вопросы) 4
Cлайд 85
Какого рода вопросы мы задаем школьникам в процессе обучения? Вопросы направляют процесс обучения и условно могут быть разделены на категории: Основополагающие Проблемные Учебные (более частные вопросы)
Cлайд 86
Частные Проблемные Основополагающие
Cлайд 87
Основополагающий вопрос = Наиболее общий вопрос = Самая общая идея Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом Пример: Почему нам нужны другие люди?
Cлайд 88
Проблемный вопрос = Большой вопрос = Большая идея Проблемный вопрос также не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса Он помогает в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос Пример: Основополагающий вопрос: Почему нам нужны другие люди? Проблемный вопрос: Могут ли понять друг друга люди разных поколений? Понимаем ли мы писателя, читая его произведение?
Cлайд 89
Учебный (частный) вопрос = Самый мелкий вопрос Частные вопросы напрямую соответствуют стандартам образования и минимуму знаний ученика На них можно дать специфические “правильные” ответы Примеры: Основополагающий вопрос: Почему нам нужны другие люди? Проблемные вопросы: Могут ли понять друг друга люди разных поколений? Можем ли мы понять писателя, читая его произведение? Учебные (частные) вопросы: Кого из своих знакомых ты понимаешь лучше? Какие качества ты в них ценишь? Какие композиционные приемы использует Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души», чтобы стала ясна авторская позиция?
Cлайд 90
Более глубокий взгляд на основополагающие вопросы Основополагающие вопросы: Интересны и привлекают внимание детей Полны смысла для школьников Возбуждают любопытство Заставляют задуматься Предполагают навыки мышления на высоком уровне Ответы на них нельзя найти в учебнике
Cлайд 91
Признаки основополагающих вопросов Хорошие вопросы таковы: Не имеют однозначного ответа Полны смысла и значения Приглашают исследовать новые идеи Побуждают школьников: Находить свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации Оценивать Складывать в единую картину Анализировать Engage students in real life problem-solving Lend themselves well to interdisciplinary investigations Spark curiosity and wonder
Cлайд 92
Что не предполагают основополагающие вопросы : Не имеют однозначного ответа Да или Нет Не имеют ответов, которые могут быть скопированы или перефразированы из уже готовых документов Не предполагают в качестве ответа перечня фактов без переосмысления взаимосвязей между ними
Cлайд 93
Примеры основополагающих вопросов Основополагающие Не основополагающие Понимаем ли мы животных и понимают ли животные нас? Что необходимо животным для жизни? Насколько мы отличается от других? Каким образом отличается жизнь в других странах от нашей? Должны ли мы делать что-то только потому, что мы можем это делать? Каковы последствия исследований в области генной инженерии?
Cлайд 94
Зачем использовать основополагающие вопросы в классе? Для развития навыков мышления на выкосом уровне Они предполагают сравнение, оценку, интерпретацию, создание «единой картины» из деталей, т.п. Для того, чтобы исследования школьников были актуальными и интересными Предполагают больше, чем простое перечисление фактов Усиление внимания к важным темам Связывают тему исследования с другими дисциплинами и темами Задают вопросы, к которым обращается человечество на протяжении своей истории
Cлайд 95
Без основополагающих вопросов Школьников просят найти что-нибудь по теме Приводит к простому сбору информации При этом требуется незначительная мыслительная работа или анализ Учебная работа школьников сводится к угадыванию ответа в викторине – сколько-нибудь глубоко никакой вопрос не исследуется
Cлайд 96
Подсказки для составления основополагающих вопросов Попробуйте начинать вопрос с Как и Почему, вместо Что, Кто, или Когда. Избегайте формулировок, которые предполагают в ответ пересказ определений Спросите себя, если вопрос имеет один или несколько однозначно правильных ответов —он не является основополагающим. Требуется некоторое время для полного понимания и поиска ответа(ов) на такой вопрос, на него нельзя ответить сразу. Является ли Ваш вопрос до сих пор темой рассуждений ученых, философов или поэтов? Если да, то Вы придумали великий вопрос.
Cлайд 97
Посмотрим повнимательней на проблемные вопросы Хорошие проблемные вопросы таковы: Не имеют однозначного ответа Побуждают исследовать различные идеи Находятся в рамках учебной темы И помогают школьникам: Строить свои собственные ответы и свое собственное понимание на основе самостоятельно собранных сведений Сравнивать Синтезировать Анализировать
Cлайд 98
Проблемные вопросы Проблемные вопросы, задаваемые на одном или нескольких занятиях, могут исследовать разные стороны одного основополагающего вопроса Учителя, преподающие разные дисциплины, могут использовать вопросы своих учебных тем для поддержки единого, объединяющего основополагающего вопроса
Cлайд 99
Учебные (частные) вопросы Учебные (частные) вопросы отличаются от основополагающих и проблемных Частные вопросы относятся к фактам, и в меньшей степени к интерпретации этих фактов Обычно имеют ясные однозначные ответы Примеры: Как жили люди в Древнем Египте? Что такое фотосинтез?
Cлайд 100
Проблемные вопросы (история, соц. науки): Как войны изменяют экономику? Проблемные вопросы (литература): Почему в литературном произведении неизбежен конфликт? Почему часто люди решают конфликты с помощью насилия? Как данная книга помогает нам понять сложность человеческой натуры? Проблемные вопросы (естествознание): Как животные приспосабливаются? Как конфликт порождает изменения? Основополагающий вопрос
Cлайд 101
Проблемные вопросы поддерживают основополагающие вопросы Основополагающийвопрос Проблемные вопросы Почему во все времена литературные произведения были очень важны людям? Почему мы до сих пор читаем Шекспира?Каким образом сочинения Шекспира рассказывают о моей жизни? Каким образом история может предсказать будущее? Почему начинаются войны и как они могут быть предотвращены? Кто всегда выигрывает в войне? Чему нас может научить искусство? Что может рассказать музыка 60-х о культуре этого времени?
Cлайд 102
Различие между основополагающим и учебным (частным) вопросом Основополагающие вопросы Учебные (частные) вопросы, основанные на фактах Искусство отражает культуру или изменяет ее? Что такое искусство Ренессанса? Почему изменяются законы? Что такое закон? Является ли история человечества историей прогресса? Каких изобретателей ты знаешь и что они изобрели?
Cлайд 103
Примеры основополагающих и проблемных вопросами. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Основополагающие вопросы Проблемные вопросы Как мы используем наши пять чувств? Как животные используют свои чувства? Что такое звук и почему он важен? Разве для летучей мыши звук важнее, чем для меня? Как меняется наша планета? Как появились горы? Может ли вулкан начать извергаться в моем дворе? Почему нам нужны другие люди? Что такое местное сообщество? Чья помощь больше всего важна для нашего сообщества? К которой из оказывающих помощь организаций вы бы хотели себя отнести? Как различные животные адаптировались к средам их обитания? Почему одни организмы выживают, а другие нет? В чем секрет лягушек, помогающий им выживать? Чем отличается лягушка от меня?
Cлайд 104
Примеры основополагающих и проблемных вопросами. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Основополагающие вопросы Проблемные вопросы Чем наша местное сообщество похоже и отличается от других сообществ? Как окружающая среда влияет на меня? Как погода влияет на меня? Могу ли я сегодня пойти поиграть на улицу? Как отличается погода в различных местах? Какие характерные черты можно найти в русском языке? Почему рифма? Где найти рифму? Как могут люди и животные успешно существовать вместе? В чем риск присутствия диких животных в урбанизированной местности и как его можно избежать? Как можем все мы ужиться друг с другом? Для чего нам нужны манеры? Как мы собираем данные для того, чтобы подготовить хорошие прогнозы? Что могут сообщить нам наши тени?
Cлайд 105
Примеры основополагающих и проблемных вопросами. ОСНОВНАЯ ШКОЛА Основополагающие вопросы Проблемные вопросы Что нужно для того, чтобы изменить мир? Как повлияли исследователи раннего периода на развитие Америки и их родных стран? Как исследователи раннего периода изменили мир? Что такое экосистема и почему это должно меня заботить? Зачем охранять окружающую среду? Стоит ли спасать тропические леса? Как люди и животные живут в тропических лесах и как они могут лучше всего сосуществовать Откуда берется энергия? Как можно использовать природные ресурсы для получения энергии? Почему важна вода? Здоровы ли мировые озера? Что представляет собой здоровое озеро?
Cлайд 106
Примеры основополагающих и проблемных вопросами. ОСНОВНАЯ ШКОЛА Основополагающие вопросы Проблемные вопросы Влияет ли политика на науку? Что на самом деле происходит с окружающей средой? Почему ты такой, какой ты есть? Окружающая среда и ДНК, что влияет на нашу индивидуальность? Существует ли личная свобода? Действительно ли демократия "работает"? Действительно ли Конституция защищает наши права? В чем разница между гениальностью и безумием? Что делает музыку, искусство или поэзию "хорошей"? Как может история предсказать наше будущее? Как начинаются войны и можно ли их предотвратить? Кому выгодна война?
Cлайд 107
Примеры основополагающих и проблемных вопросами. ОСНОВНАЯ ШКОЛА Основополагающие вопросы Проблемные вопросы Как появляется местное сообщество? Как история местного сообщества влияет на его сегодняшние ценности? Кто определяет, что есть мусор, а что - сокровище? Что является причиной тенденций? Как окружающая среда влияет на поведение? Насколько другим был бы ты, если бы жил в другом месте? Почему прошлое влияет на будущее? Каким образом Древний Египет с нами и по сей день? Из чего складывается жизнь? Что делает что-то "живым"? Чем замечательна ячейка? Что могут рассказать нам ячейки об организации других систем?
Cлайд 108
Примеры основополагающих и проблемных вопросами. СТАРШАЯ ШКОЛА Основополагающие вопросы Проблемные вопросы Кто принимает решения за нас? Действительно ли у нас есть выбор? Что формирует общественное мнение? Как можем мы обуздать силы природы? Что такое электричество? Где еще мы можем получить электричество? Может ли один человек что-либо изменить? Что делает кого-то важным? Как конкретные индивидуумы повлияли на историю? Который из американских президентов самый великий? Как я могу получить то, что хочу? Какой самый лучший автомобиль? Как действует ссуда? Являюсь ли я наставником своего брата? Что мы может сделать, чтобы помочь нуждающимся в помощи?
Cлайд 109
Создание хороших вопросов и хорошего проекта - цикличный процесс Какие виды самостоят. деятельности будет предполагать ваш проект? Как вы будете побуждать школьников? Ваши вопросы подходят? Может быть их можно переформулировать? Нацеленность теста? Какова тема? Каков итоговый результат, учебные цели и задачи? Что ваши ученики узнают и будут способны сделать в результате? Какие общие основополагающие вопросы могут быть заданы? Каким образом школьники покажут, что они достигли понимания? Как вы будете их оценивать? На какие стандарты Вы опираетесь? На какие вопросы, требующие знания фактов, будут способны ответить ученики? Какие определения они должны знать? Какие открытые вопросы учебной темы смогут раскрыть способность мышления на высоком уровне? Have participants read this themselves – ask for questions
Cлайд 110
Оценочные вопросы Естествознание Как Вы считаете, опасность Чернобыля чрезмерно преувеличена или еще недооценена? Какие факторы осталось за пределами рассмотрения в предложенном Вам тексте? Естествознание Чернобыльская авария только одна из техногенных катастроф конца XX – начала XXI века. Их количество нарастает. Соответствует ли цена, которую платит человечество за научно-технических прогресс тем благам, который этот прогресс дает людям?
Cлайд 111
Оценочные вопросы Обществознание «Не дай вам бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». А.С. Пушкин. Согласны ли вы с мнением автора? Ответ обоснуйте Естествознание Открытия, которые совершали ученые различных эпох (открытие пороха, ядерной энергии, ультразвука…), человек всегда находил способ использовать для разрушения. Как Вы думаете, почему такова судьба открытий? Обществознание Для современного человека семья обуза или помощник?
Cлайд 112
Использование таксономии Б.Блума для диагностики оценочных суждений 5
Cлайд 113
Категории учебных целей в аффективной области ВОСПРИЯТИЕ РЕАГИРОВАНИЕ (отклик) УСВОЕНИЕ ценностных ориентиров ОРГАНИЗАЦИЯ ценностных ориентиров РАСПРОСТРАНЕНИЕ ценностных ориентаций или их комплекса на деятельность
Cлайд 114
Категории учебных целей в аффективной области Восприятие Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика Субкатегории 1.1. осознание; 1.2. готовность или желание воспринимать; 1.3. избирательное (произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанно целенаправленного). 1 Ученик проявляет осознание важности учения; внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т. д., проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи; проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.
Cлайд 115
Категории учебных целей в аффективной области Реагирование Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Субкатегории 2.1 подчинённый отклик; 2.2 добровольный отклик; 2.3 удовлетворение от реагирования. Ученик подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения; участвует в обсуждении вопросов в классе; самостоятельно знакомится с освещением общественно -политических и международных проблем; добровольно вызывается выполнять задание, в т.ч. домашнюю работу проявляет интерес к учебному предмету. 2
Cлайд 116
Категории учебных целей в аффективной области Усвоение В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности) Субкатегории 3.1 принятие ценностной ориентации(в обиходе это соответствует понятию «мнение»); 3.2 предпочтение ценностной ориентации; 3.3 приверженность, убеждённость. Ученик проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи; целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение; проявляет убеждённость, отстаивая тот или иной идеал. 3
Cлайд 117
Категории учебных целей в аффективной области Организация Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Субкатегории 4.1 концептуализация ценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения; 4.2 организация системы ценностей. Ученик стремится определить черты своего любимого произведения искусства; принимает на себя ответственность за своё поведение; понимает свои возможности и ограничения; строит жизненные планы в соответствии со своими способностями, интересами и убеждениями. 4
Cлайд 118
Категории учебных целей в аффективной области Распространение Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщённый характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение Субкатегории 5.1 обобщённая установка; 5.2 полная интернализация (усвоение) или распространение ценностных ориентаций на деятельность. Ученик устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе; проявляет стремление к сотрудничеству; проявляет готовность пересматривать свои суждения и менять образ действий при наличии убедительных аргументов; формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо. 5
Cлайд 119
В школьной библиотеке проводился опрос «Чтение в твоей жизни». Ниже приведены некоторые высказывания детей.
Cлайд 120
Я читаю, чтобы не получать плохих отметок. РОМАН Чтение в твоей жизни Восприятие Категории целей Восприятие Реагирование Усвоение Организация Распространение
Cлайд 121
Хорошо читать – очень важно, это пригодится мне в будущем. Поэтому я стараюсь, но иногда мне трудно дочитать книгу до конца. СВЕТА Чтение в твоей жизни Категории целей Восприятие Реагирование Усвоение Организация Распространение Организация ценностных ориентаций
Cлайд 122
Я читаю только для того, чтобы получить нужную мне информацию, мои самые любимые книги – энциклопедические словари. МИША Чтение в твоей жизни Категории целей Восприятие Реагирование Усвоение Организация Распространение Усвоение ценностной ориентации
Cлайд 123
ДЕНИС Чтение – пустая трата времени. Книги давно пора заменить компьютером. Я читаю только тогда, когда вынужден это делать. Чтение в твоей жизни Категории целей Восприятие Реагирование Усвоение Организация Распространение Восприятие
Cлайд 124
ЛЕНА Мне нравится читать увлекательные истории, а потом обсуждать их с подругой. Чтение в твоей жизни Категории целей Восприятие Реагирование Усвоение Организация Распространение Организация ценностных ориентаций
Cлайд 125
РУСЛАН Я хорошо читаю, и это помогает мне лучше учиться в школе. Мне всегда есть о чём поговорить в ребятами. Мы любим обмениваться интересными книгами. Чтение в твоей жизни Категории целей Восприятие Реагирование Усвоение Организация Распространение Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность
Cлайд 126
Спасибо за работу! Успехов в Вашей деятельности! Фуфыкин Владимир Николаевич