Исследование готовности первоклассника к обучению в школе Методики выявления готовности и оценка результатов
Cлайд 2
Методики выявления готовности к школе Обследование готовности первоклассника к обучению в школе включает пять методик: 1. Рисунок человека 2. Графический диктант 3. Образец и правило 4. Первая буква 5. Тест отношений к школе «Домики» (необязательная часть) Методика «Домики» проводится по желанию учителя. Результаты по этой методике не включаются в Профиль первоклассника, однако они позволяют учителю оценить отношение каждого ребенка к школе.
Cлайд 3
Методики выявления готовности к школе Все предлагаемые методики проводятся фронтально, со всем классом. Методики проводятся учителем, ему помогает психолог (воспитатель или другой учитель). Для проведения занятия учитель заранее распечатывает инструкции. Проведение диагностики занимает два урока. При продолжительности урока 35 минут между двумя методиками делается очень короткий перерыв (на 1-2 минуты). Время выполнения жестко не ограничивается, за исключением тех случаев, когда это специально указано в инструкции к проведению теста. Учитель инструктирует (в некоторых случаях дословно читает инструкции). Помощник (психолог, учитель, воспитатель) ходит по рядам, наблюдает за детьми, подбадривает чересчур робких. Отстающих ободряют и поторапливают, но очень доброжелательно, чтобы это не вызвало у ребенка напряжения и огорчения. Помощник следит за тем, чтобы дети работали самостоятельно, не заглядывая друг к другу, смотрит кто из детей закончил работу, и предлагает им отложить тестовый лист на край стола (парты). Иногда один-два ребенка оказываются намного медлительнее, чем остальной класс. Когда все остальные закончили работу, надо объяснить этим детям, что задание не обязательно выполнить до конца. Ничего страшного, если оно окажется немного недоделанным. Тест отношения к школе «Домики» проводится по желанию в другой день на одном уроке.
Cлайд 4
Рисунок человека Перед каждым ребенком кладется лист 1 для выполнения задания в вертикальном положении. Если кто-либо из детей его в дальнейшем поворачивает, то его НЕ поправляют. Учитель сосредоточивает на себе внимание детей и дает инструкцию. Тест для исследования общего уровня развития ребенка. Бывает, что дети задают различные вопросы. Инструкцию можно частично повторить. Например, если ребенок спрашивает: «А можно нарисовать только лицо?», то ему отвечают: «Нет, нарисуй человека всего, целиком». Если он предлагает нарисовать вместо человека что-нибудь другое (машину, дом), то ему говорят: «Это потом. А сейчас все нарисуйте человека».
Cлайд 5
Оценка результатов Рисунок человека Баллы за отдельные элементы рисунка выставляются в клетки, приведенные внизу бланка, на котором рисовал ученик. Следует обратить внимание, что парные части лица: глаза и уши, а также парные части тела: руки и ноги засчитываются за одну деталь.
Cлайд 6
Графический диктант Подготовить для каждого ребенка карандаш и лист 2. Для проведения необходима доска, расчерченная на клетки. Выполнение тренировочного узора. Диктовка узоров. Учителю может быть удобнее диктовать, ориентируясь не на текст, а на сам узор. Самостоятельная работа по продолжению узоров (полторы-две минуты на узор). Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, которые даются детям во время выполнения тренировочного узора. При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. Во время рисования тренировочного узора второй проверяющий ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается; второй проверяющий следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и чтобы они начинали каждый следующий узор с нужной точки. Образцы узоров (тренировочного и проверочных) приведены в рекомендациях.
Cлайд 7
Оценка результатов Графический узор Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по определенной шкале.
Cлайд 8
Образец-правило Детям раздаются карандаши и листы 3 и 4. Ластиками детям пользоваться не разрешается. Для наглядности можно изобразить треугольник с точками на доске, на примере которого учитель объясняет правило выполнения задания. Каждое задание представляет собой фигуру-образец и расположенные справа от нее «точки» разной формы (маленькие кружочки, треугольники, квадраты). Точки справа нужно соединить так, чтобы получился точно такой же рисунок, как образец. Методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований. Она предполагает одновременное следование в своей работе образцу и правилу. (Методика направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий поставленной задачи, преодолевая влияние посторонних факторов. ) По ходу выполнения проверяющие по просьбе детей стирают указанные ими неверно проведенные линии, следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, окончив решение задачи, каждый ребенок переходил к следующей. Каждое задание представляет собой фигуру-образец и расположенные справа от нее «точки» разной формы (маленькие кружочки, треугольники, квадраты).
Cлайд 9
Треугольник (для проведения методики «Образец и правила») «… Вам нужно запомнить правило: нельзя соединять одинаковые точки. Нельзя соединять два кружка или два треугольника, или два квадратика. Линией можно соединять только две разные точки. » Никакие дополнительные разъяснения детям не даются, все их действия поощряются, даже в случае совершенно неверного решения. По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повторена инструкция. При прямом вопросе может быть объяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых «точек» не запрещено правилом: единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены линией. Пассивных детей нужно ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить».
Cлайд 10
Оценка результатов Образец и правило В каждом задании оценивается и соблюдение правила, и правильность воспроизведения образца.
Cлайд 11
Первая буква У детей на столах лежат карандаши и лист 5. Каждое слово произносится очень четко, после названия каждого животного делается небольшая пауза. Дав детям время на то, чтобы отметить нужный «мячик» у животного, учитель называет следующее слово. Методика направлена на выявление умения выделять согласный звук в начале слова (без учета его твердости/мягкости). При этом ребенок должен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова
Cлайд 12
Оценка результатов Первая буква Оценкой служит количество правильно поставленных значков.