Развитие орфографической зоркости в начальных классах Ходаева Светлана Владимировна МБОУ «СОШ №4» г.Торжка 2012 г.
Cлайд 2
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
Cлайд 3
Цели работы: • выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости • создать систему орфографических упражнений для её выработки
Cлайд 4
Задачи: • провести теоретический анализ литературы по данной теме; • изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса; • изучить приёмы и применять на уроках русского языка для формирования орфографической зоркости у учащихся; • разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма.
Cлайд 5
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Cлайд 6
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
Cлайд 7
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Cлайд 8
Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Cлайд 9
Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте
Cлайд 10
ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе постоянно показывать образец анализа звучащего слова использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове
Cлайд 11
Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “Найди предметы с заданным звуком”, ,,Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху, ''Светофор''.
Cлайд 12
Наиболее эффективные упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости: Поиск орфограмм в “чистом” тексте, Орфографическое чтение Комментированное письмо с указанием орфограмм
Cлайд 13
Письмо с проговариванием Зрительный диктант Диктант “ Проверяю себя” Какографические упражнения Диктант с постукиванием. Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант
Cлайд 14
Картинный диктант
Cлайд 15
Cлайд 16
Cлайд 17
Cлайд 18
Cлайд 19
Cлайд 20
Cлайд 21
Cлайд 22
Cлайд 23
Cлайд 24
Cлайд 25
Cлайд 26
Словарный диктант «Капельки»
Cлайд 27
А О В К К И Е Т Ь П СУДА Я
Cлайд 28
А О В К К И Е Т Ь К НЬКИ Я
Cлайд 29
О К К И Е Т Ь П ЛЬТО А В
Cлайд 30
О К К И Е Т Ь ПЛ ТОК А В
Cлайд 31
О И Е Т Ь ДЕЖДА А В К К Я
Cлайд 32
А И Е Т Ь м г зин О В К К Я А О
Cлайд 33
У О В К К И Е Т Ь КВ РТИРА А
Cлайд 34
К КОМН ТА А В Е И Ь О Т К Я
Cлайд 35
Т О В К К Е А Ь ЛЕС Н ЦА Я И
Cлайд 36
К Л ЕКЦ Я О В Е Ь А Т К Я Л И
Cлайд 37
К К РТИНА А В Е И Ь О Т К Я
Cлайд 38
Г + , , , + Х Запиши пословицы, вставляя пропущенные слова. 1.Не смейся, горох , над бобами, сам будешь валяться под ногами. 2.Говорит, ровно в стену горох сыплет.
,, ,, + Н 1.Не наша еда лимоны , есть их иному. Лимон выжали, а корку выбросили. 2. Запиши пословицы, вставляя пропущенные слова.
Cлайд 41
, ,, ,, + З Запиши пословицы, вставляя пропущенные слова. 1.Тыква на арбуз похожа, да вкусом с ним не схожа. 2.Каков арбуз , таков и вкус.
Cлайд 42
1 , , + , + А Запиши пословицы, вставляя пропущенные слова. Капуста любит воду да хорошую погоду. 2.Без хлеба мужик сыт не будет, без капусты щи не живут. 1.
Cлайд 43
, , + ВЬ Запиши пословицы, вставляя пропущенные слова. 1.Съешь и морковь , коли яблочка нет. Морковь прибавляет кровь. 2.
Cлайд 44
,, , ,, ,, , + Р + + , Запиши пословицу, вставляя пропущенное слово. Зелен помидор не вкусен, млад человек не искусен. 1.
Cлайд 45
О + , + , , Запиши пословицы, вставляя пропущенные слова. Огород - для семьи доход. 2.Что за порядок - огород без грядок! 1.
Cлайд 46
Спасибо за внимание!
Cлайд 47
Использованная литература: Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку: 1-4 класс.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 1-4 класс. – Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2004 Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Издательство «Знание», 2005 Интернет-ресурсы: http://pedsovet.su http://festival.1september.ru http://panova-ox.narod.ru