Педагогическая культура - это сущностная характеристика личности и деятельности педагога, это система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя.
Cлайд 3
Компоненты системы педагогических ценностей гуманистическая педагогическая позиция и личностные качества; профессиональные знания и культура педагогического мышления; профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога.
Cлайд 4
Активная педагогическая позиция, которую можно выделить пятым, самостоятельным компонентом, представляется так: - вера в воспитание, убежденность в общественной значимости профессии; - активность в защите интересов ученика и оказании ему помощи; - способность самостоятельно принимать решения в любой ситуации.
Cлайд 5
Структура педагогической культуры личности
Cлайд 6
Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
Cлайд 10
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Cлайд 11
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ Культура есть мера развития человека, ибо она характеризует не только и не столько объем усвоенных им ценностей общественной жизнедеятельности людей на протяжении всей их истории, сколько сам способ, каким человек приобщается к этим ценностям. Важнейшим критерием выраженности культуры человека выступает его общение с коллегами, друзьями, родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми.
Cлайд 12
Труд учителя – это: Каждодневная работа с учащимися в школе и вне ее; Регулярная работа над собой (накопление и обновление знаний, умений и навыков); Систематический самоконтроль над собой (чтобы быть правильно понятым); Общение с разными по способностям и характеру детьми; Общение с непохожими друг на друга родителями, каждый из которых считает только своего ребенка идеальным.
Cлайд 13
Учитель – это: Член педагогического коллектива Член методического объединения учителей-предметников Творчески работающий учитель – это член творческой группы и методического совета.
Cлайд 14
Вся эта деятельность сопряжена с различными способами и формами общения, которые учитель прежде всего выстраивает в своей голове. Чем более содержательной по объему и характеру является педагогическая деятельность, тем более многогранным и разнообразным выступает общение, т.е. педагогическая деятельность предопределяет границы и способы общения.
Cлайд 15
СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ По мнению психологов, успех общения в целом зависит преимущественно от трех слагаемых: Как мы вступаем в него Как поддерживаем диалог Как его завершаем
Cлайд 16
Общепризнаны следующие формы обращения: В общественном месте – сударь-сударыня В дипломатии – дамы – господа В служебном помещении – коллеги На званом ужине – друзья В классе – по именам В общении с родителями учащихся – по имени, отчеству В семье – по именам, ласкательным прозвищам типа Гога, Солнышко и т.п. Официальная форма обращения, принятая издавна на Руси – «вы».
Cлайд 17
Главные причины, из-за которых многие дети не хотят идти в школу: - они устали от школьной скуки; - они устали от учительских окриков. Отсюда легко сделать два важных вывода: Урок должен быть разнообразным по форме обучения и увлекательным по содержанию; В любой, даже критической ситуации учитель не должен кричать, ведь кричит тот, кто чувствует свою беспомощность.
Cлайд 18
Профессионализм учителя состоит именно в умении «озадачить» всех, чтобы каждый ребенок почувствовал свою причастность к учебному процессу, каждый справился с заданием. Поэтому задания должны даваться в классе не в одном и не в двух вариантах, а во множестве.
Cлайд 19
Диалектическую взаимосвязь знаний, умений, отношений, действий, процессов и качеств (свойств) личности можно представить в виде своеобразного психологического треугольника (по Н.П.Ерастову): З – знания; У умения и навыки; Д – познавательные речевые и практические действия; О – отношения, интересы, установки; С – свойства, качества личности (группы людей).
Cлайд 20
В процессе урока не монополизируйте разговор. Не следует превращать диалог с учащимися в свой бесконечный монолог. Старайтесь сдерживать себя при попытке прервать собеседника. Приспосабливайтесь к ситуации, стараясь быть хорошим слушателям. На любом уроке по любому предмету и на дом старайтесь давать такие индивидуальные задания, которые позволят каждому ребенку проявить свои творческие способности, осознать свою значимость для коллектива и для общества.
Cлайд 21
Завершая урок, не забудьте: Подвести итог и выдать домашние задания; Поблагодарить учащихся за сотрудничество. Пожелать им доброго здоровья, настроения и удач.
Cлайд 22
Для этого необходимо строго выдерживать регламент урока, следить за временем и не затягивать финал на время перерыва. Некоторые педагоги, подводя итог урока даже в начальных классах, не стесняются спросить учащихся: - чем им понравился урок - чем не понравился - что предлагают они для улучшения дальнейших занятий.
Cлайд 23
На основании изложенных добрых советов можно выделить три ярко выраженные структурные части урока: приветствие, диалог, прощание. По временным затратам они не равноценны: первая и последние части – по 2-5 минут, диалог – 30-35 минут. Но по значению для успеха эти части равнозначны.
Cлайд 24
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Стиль общения
Cлайд 25
6 моделей общения ( по В.А.Кан-Калику) На основе совместной деятельности На основе дружелюбного расположения Диалог Устрашение Дистанция Заигрывание
Cлайд 26
Классификация стилей общения Авторитарный стиль общения – это навязывание мнения сверху, т.е. навязывание своей точки зрения, своего мировоззрения ученику. Либеральный стиль – это когда учитель идет на поводу у ученика, что свойственно либо слабохарактерным, либо неквалифицированным педагогам. Демократический стиль общения позволяет учащемуся чувствовать себя личностью. При этом учитель признает ученика не только как объект обучения и воспитания, или идет процесс взаимного совершенствования и учителя, и ученика.