Проектная культура как составная часть культуры социального работника
Cлайд 2
Составляющие проектной культуры Ценностно-значимые образы проектируемой предметной среды Творческие и научные концепции, выражающие творческую волю проектировщика Ценности, необходимые для того, чтобы сложилось ценностное отношение к реализации проектного процесса
Cлайд 3
Структура проектной культуры (И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская) Экологическая составляющая – средовая отнесенность, знаково-образная принадлежность определенной среде проектируемых объектов Концептуальная составляющая – теории, методики, термины, в которых реализуются замысли проектировщика Аксиологическая составляющая – круг ценностей, демонстрируемых проектировщиком
Cлайд 4
Подходы, отражающие проектную культуру и преломляющиеся в проектной деятельности Проектно-целевой подход – обеспечивает организацию проектирования в соответствии с заданной целью. Проектно-модульный подход- проектирование с вариативным использованием специально созданных функциональных моделей, выступающих как структурные компоненты целостной системы, обеспечивающей выполнение деятельности или нескольких направлений деятельности. Проектно-программный подход – ориентирован на реализацию комплекса проектов в рамках единой программы.
Cлайд 5
Проектная культура как совокупность определенных личностных характеристик Проективное сознание Проектное воображение Проектное мышление
Cлайд 6
Проективное сознание Это особое состояние открытости сознания новому, неизведанному. С одной стороны, оно ориентировано на извлечение знания из опыта, из рефлексии над этим опытом и действиями субъекта в его рамках. С другой – способно порождать на основе знания, полученного опытным путем, некие образы, выполняющие опережающую функцию относительно будущих состояний объектов.
Cлайд 7
Проектное воображение Сродни творческому воображению, но отличается «методологической дисциплинированностью». Сочетает фантазию с умением вообразить объект проектирования на фоне сразу нескольких контекстов. Результат – контекстный образ (прием «экрана»).
Cлайд 8
Возрастные особенности развития проектного воображения Врожденное проектное воображение имеется у незначительного количества людей. С возрастом его формирование усложняется в силу накопления стереотипов восприятия и реакций.
Cлайд 9
Проектное мышление Умение промысливать будущее, используя для этого определенные процедуры: структурирование и переструктурирование информации об объекте, о ситуации его развития, его внешних и внутренних связях, будущем состоянии.
Cлайд 10
Проявления проектного мышления Латеральное (параллельное) мышление предназначено для генерирования неконкурирующих идей; способно предлагать параллельно различные варианты решения практической задачи или теоретической проблемы, работая в режиме мозгового штурма.
Cлайд 11
Проявления проектного мышления Критическое мышление – рационально и продуктивно; характеризует способность к отстранению, отчуждению от ситуации, от авторитетных мнений; тяготеет к оценивающей позиции, в которой необходимо отразить свое отношение к чему-либо или сформировать собственное суждение. Основано на сравнении и выборе наиболее целесообразных и продуктивных вариантов из уже имеющихся компонентов.
Cлайд 12
Проявления проектного мышления Креативное (творческое, продуктивное, эвристическое) мышление – отличает поисковое начало, способность генерировать идеи, создавать концепции, воспринимая явления и процессы окружающей действительности в необычных сочетаниях, с необычной стороны, в новом контексте. Характеризуется стремлением к поиску нестандартных подходов в решении проблемы, переживание удовольствия от самого процесса работы над проблемой. Связано с проблемностью как умением отыскивать и формулировать новые проблемы, распознавать их природу.
Cлайд 13
Проявления проектного мышления Рефлексивность как способность к отчуждению, отстранению от наблюдаемых процессов и явлений.
Cлайд 14
Функции проектного мышления Мировоззренческая – определяет общие концептуальные подходы и позиции в проектной деятельности Исследовательская – обеспечивает самостоятельное получение знаний, необходимых для выработки стратегии и тактики реализации проекта, облегчает работу с источниками информации; дает возможность самостоятельного выхода за пределы известного знания, создает предпосылки к непрерывному самообразованию.
Cлайд 15
Функции проектного мышления Информационно-организующая – помогает систематизировать информацию на единой концептуальной основе, в единой логике; свертывать, хранить, передавать ее другим. Интегрирующая – позволяет обобщать, синтезировать знание об объекте проектирования из разных областей, обеспечивая выход на новый уровень осмысления теоретических и практических проблем.
Cлайд 16
Функции проектного мышления Прогностическая – обеспечивает опережающее видение ситуации проектирования, тех трудностей и противоречий, которые могут возникнуть в проектной деятельности. Ориентировочно-регулятивная – помогает в выработке целей и принципов проектной деятельности, определяет целенаправленность и устойчивость действий
Cлайд 17
Функции проектного мышления Конструктивно-преобразующая – делает возможной коррекцию своих действий в проекте, позволяет осознанно совершенствовать ход проектирования. Поисково-эвристическая – обеспечивает выдвижение новых проблем Оценочно-селективная – позволяет выработать критерии и показатели оценки проектных продуктов.
Cлайд 18
Особенности поведения и системы отношений участников проектирования Проектное отношение выражается в эмоционально окрашенном желании целенаправленного преобразования объекта. Характеристики проектного отношения: Аксиологично, прагматично, реалистично, подчинено воле проектировщика.
Cлайд 19
Проектировочное действие Характеризуется полностью произвольными или спонтанными действиями, осуществляемыми в рамках проектных процедур, свойственных каждому из этапов проектной деятельности. Проектировочное действие целенаправленно, содержательно определено общей методологией проектирования.
Cлайд 20
Результат проектных отношений и проектировочных действий Концептуальность поведения – соответствие поведения выработанным на предпроектном этапе теоретическим основаниям и нормам.
Cлайд 21
Показатели концептуальности поведения Способность осознанно осуществлять целеполагание, делая цель исходным пунктом самопрограммирования; Устойчивость принципов и норм осуществления деятельности в проекте, наличие определенной собственной стратегии решения проектных задач; Присутствие логики действий, связанной с пониманием хода проектирования и учетом своих функций и возможностей; Умение структурировать свою деятельность, приводить ее в систему соответственно с этапами осуществления проекта; Способность творчески ориентироваться в любой ситуации проектной деятельности, используя ее для реализации намеченного замысла; Использование рефлексии для оценки, коррекции т развития своей деятельности в проекте.
Cлайд 22
Общие критерии готовности к участию в проектной деятельности Наличие проектного типа мышления Способность работать «в команде» Проектная дисциплина Ангажированность (искреннее желание участвовать в проекте, внутренняя включенность, заинтересованность) Социальная активность Открытость изменениям Способность к коррекции своих действий
Cлайд 23
Задание Наполните критерии готовности к проектной деятельности содержанием, представив на каждый критерий показатели (2-3 показателя)