Устное народное творчество Письменность Литература Зодчество и изобразительное искусство Художественное ремесло Быт и нравы
Cлайд 2
Наследие восточных славян (древние мифы и сказания,традиции резьбы по дереву и камню,искусство кузнецов ) Достижения соседей ( финноугорских, балтских племен, кочевников, хазар) Влияние Византии ( принятие христианства, каменное строительство, иконопись, фрески) Патриотическая идея (объединение народных сил против внешних врагов)
Cлайд 3
Былина – поэтическое сказание о подвигах русских богатырей ( идея освобождения родной земли, ее защита от врагов; нелегкий труд пахаря-земледельца)
Византийские монахи Кирилл Философ и Мефодий – создатели славянской азбуки Глаго лица — одна из первых славянских азбук для записи церковных текстов на славянском языке.
Cлайд 6
Кириллица 43 буквы (19 гласных). Каждая буква имеет своё название, похожее на обычные слова:
Cлайд 7
Скрипторий – мастерские по переписыванию книг и оформлению их в переплеты Ярослав Мудрый – развитие просвещения в Киевском Соборе (около1037 г.) Ярослав Мудрый основал книгохранилище. В нем было представлено самое полное собрание памятников Древней Руси. Здесь была представлена не только богослужебная книга, но и нравоучительная, образовательная, медицинская, историческая литература. Каждая книга была шедевром. Двух одинаковых книг быть не могло. Святая София
Летописи – запись исторических событий по годам. Житие кн.Владимира Слово – торжественное и поучающее обращение Жития – литературные описания жизни людей, причисленных к лику святых
Cлайд 11
IX в. – выписки из летописи князя Аскольда Летопись Ольги и Святослава 997 г. – летописный свод князя Владимира Святославовича 1113 г. - «Повесть временных лет»
Cлайд 12
1 часть – восхваление идеи христианства 2 часть – «Похвала князю Владимиру», крестителю Руси 3 часть – Ярослав Мудрый – достойный продолжатель дела христианизации Общая идея: величие Руси, особая роль Руси в христианском мире
- приезжие византийские мастера византийская архитектурная традиция 989 г. – Десятинная церковь Успения Богородицы ( Владимир Святославович) 1036 г. – Софийский собор ( Ярослав Мудрый)
Cлайд 19
Софийский собор в Новгороде Киево-Печерский монастырь Золотые ворота в Киеве Стены древнего Изборска
Cлайд 20
Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку разноцветных стекляных камушков ( смальты) Фрески – роспись водяными красками по сырой штукатурке Иконопись – изображение Бога, Богородицы , святых апостолов
Cлайд 21
Скань – (от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей) орнамент, нанесенный тонкой золотой или серебряной проволокой, напаянной на металлическую. поверхность Ювелирное дело – тонкая обработка драгоценных металлов и камней «Трактат о разных ремеслах» историограф, пресвитер Теофил, XI-XII вв
Cлайд 22
Cлайд 23
Колты – полые височные кольца гривны
Cлайд 24
Cлайд 25
Обычно черневые украшения делали из тонкого листа серебра. Для получения из тонкого листа полого изделия применялся очень древний способ - ручная выколотка, когда лист серебра под ударами деревянного молотка принимал необходимую форму. Вторая стадия в изготовлении ювелирного произведения с чернью - гравировка на металле
Cлайд 26
На золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволокой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок – эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастера.
Cлайд 27
… широкие браслеты, за которыми неверно закрепилось название «наручей» (вместо древнерусского обруча) с их богатой орнаментацией, круглые медальоны нагрудного украшения типа мониста или барм, перстни - принесли славу русским серебряника. Техника золочения, украшение камнями – так создавались изделия для знати. Колты, декорированные перегородчатой эмалью в сочетании с разноцветными драгоценными камнями и орнаментом из сканных завитков. Чаще всего на колтах встречаются геральдические птицы-сирины и древо жизни. Эти изображения ученые связывают с символикой свадебного обряда, с охраной от злых духов и идеей плодородия. Птицы трактуются как символ брачной пары, а дерево или росток между ними – как символ появления новой жизни. Позднее на колтах появляются образы христианских святых.
Вахабова Ольга Владимировна Учитель истории, обществознания, МХК казенная муниципальная Пеньковская основная общеобразовательная школа 2012 г. http://rudocs.exdat.com/docs/index-9751.html