Ахкобекова Халимат Зафировна учитель русского языка и литературы МОУ гимназия № 13 г. Томска
Cлайд 2
ПРОЕКТ «Развитие текстовой компетентности школьников среднего звена: ассоциативный аспект»
Cлайд 3
Руководитель проекта: Ахкобекова Халимат Зафировна, учитель русского языка и литературы Сфера реализации: организация проектной деятельности Организация-заявитель: МОУ гимназия № 13 г. Томска Участники проекта: 5 В, 5 Г классы, 52 обучающихся, 3 учителя Область реализации проекта: спецкурс «Русская словесность. От слова к тексту». 5 класс Количество участников: педагогов - 3; обучающихся - 75. Сроки выполнения проекта: начало –июнь 2008 г., завершение - май 2009 г. Продолжительность: 1 год
Cлайд 4
Актуальность проекта Развитие ассоциативных механизмов мышления: обеспечивает мыслительную продуктивность обучающихся; увеличивает «тезаурус» памяти творящей личности; способствуют созданию глубинного контекста.
Cлайд 5
Проблема: падение интереса к чтению; снижение качества устных и письменных текстов учащихся; русский язык не входит в список любимых школьных предметов.
Cлайд 6
Цель проекта: активизация развития текстовой компетентности обучающихся среднего звена через эффективные приемы обучения
Cлайд 7
Задачи проекта: модифицировать программу «Русская словесность. От слова к тексу». 5 класс (Р.И.Альбетковой) с учетом ассоциативного аспекта; систематизировать и внедрить в практику обучения игры-упражнения на ассоциативной основе; создать презентацию спецкурса с помощью 10 (гуманитарного) класса; издать сборник творческих работ обучающихся.
Cлайд 8
Объект исследования – содержание и методическое обеспечение формирования текстовой компетентности как базовой в речевой культуре выпускника. Предмет исследования – ассоциативный аспект в развитии текстовой компетентности средствами коммуникативно-творческих игр-упражнений. Гипотеза исследования - активизация развития текстовой компетентности будет обеспечена наличием дидактического материала, направленным на развитие ассоциативных механизмов мышления.
Cлайд 9
Психолого-педагогическое обеспечение проекта: диагностика интеллектуального развития обучающихся; создание условий для рефлексии участников проекта; мониторинг качества обученности по русскому языку и литературе.
Cлайд 10
Коммуникативно-деятельностный подход – основа проекта: диалогизация; ситуативность; индивидуализация; текстоцентризм; функционализм; интеграция.
Cлайд 11
Основные понятия проекта: текст – форма коммуникации, единица культуры, средство обучения, дидактический материал; текстовая деятельность – учебная деятельность, направленная на приобретение текстовых знаний и умений; ассоциация – связь между психическими явлениями, при которой актуализация ( восприятие, представление) одного из них ведет влечет за собой появление другого; игра – понятие (в данном проекте) максимально широкое: от языковых игр-упражнений до ролевых, ситуативных.
Cлайд 12
Текстовая компетентность: знание языковых ресурсов, умение их организовать в процессе текстовой деятельности; выбор жизненного материала, его отражение в слове, осознание индивидуального авторского стиля; знание действительности, умение отражать её в слове при текстообразовании и понимать на основе интепретационной деятельности; знание о сферах общения, умение учитывать это при текстообразовании и восприятии текста
Cлайд 13
Теоретическая основа проекта: Программа «Русская словесность. От слова к тексту», 5 класс (Р.И.Альбеткова)
Cлайд 14
В мир слова – через игру, юмор, творчество! Структура занятия спецкурса: речевая разминка; работа по определенной теме; ассоциации; составление текста по алгоритму; редактирование; презентация текста; рефлексия.
Cлайд 15
Классификация игр (по А.Е.Соболевой, Е.Н.Емельяновой) Игры-упражнения по образцу; Конструктивные игры-упражнения (на основе предложенного языкового материала); Коммуникативно-творческие игры упражнения.
Cлайд 16
Этапы реализации проекта 1. Организационный: изучение и анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме; повышение информированности участников проекта о целях и задачах. 2. Апробация технологии: создание организационных условий для реализации проекта; выработка рекомендаций для создания текстов на занятиях спецкурса. 3. Коррекционный: выработка рекомендаций для продолжения программы спецкурса в 6 классе. 4. Аналитический: Оценка результативности проекта.
Cлайд 17
Предполагаемые результаты: Количественные результаты: создан банк данных игр-упражнений; разработано приложение к программе спецкурса; выпущен сборник творческих работ учащихся. 2. Качественные результаты: увеличение результатов субтестов на 10% по сравнению со средним показателем всех 5-классов; увеличение качества обученности на 10% по русскому языку и литературе.
Cлайд 18
Оценка намеченных результатов: психологическое тестирование с помощью ГИТ (групповой интеллектуальный тест); мониторинг обученности по русскому языку и литературе.
Cлайд 19
Диаграмма 1. Динамика показателей по тесту ГИТ (групповой тест интеллектуального развития) Из диаграммы 1 можно увидеть, что увеличение среднего показателя ГИТ в экспериментальных классах (5 В и 5 Г) произошло на 14,8 и 13,3 % соответственно, тогда как увеличение показателей в контрольных классах (5 А и 5 Б) ниже – 8,4 и 11,7% соответственно.
Cлайд 20
Творческие работы пятиклассников Загадки Желтый, как летнее солнце; кислый, как недоспелый грейпфрут; овальный, но не баклажан зрелый. Что это (лимон)? (Дима А.) Дружные, как брат с сестрой; веселый, как интересный КВН; крутой, но не колбаса вареная. Кто это? (5 В класс) (Таня П.) Большой, как помятый диван; круглый, как воздушный шар; глупый, но не дерево дубовое. Кто это? (двоечник) (Лиза И.)