Недостатки пятибалльной шкалы оценивания нерегулярность (эпизодичность) обратной связи; неполный охват проверкой всего содержания обучения (выборочность); отсутствие проверки процесса работы ученика за определенный период (проверяется в основном конечный результат); недостаточная вовлеченность самих учащихся в самоконтроль (слабость внутренней обратной связи); низкая информативность количественной шкалы оценки, вследствие чего практически невозможно измерить какие-либо качественные изменения в обучении.
Cлайд 3
Современные критерии деятельности участников образовательного процесса: рейтинг; «портфолио индивидуальных достижений»; оценка образовательных продуктов (проектов) обучающихся.
Cлайд 4
Рейтинг - это сумма баллов, набранная обучающимся в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.
Cлайд 5
Основные этапы внедрения балльно-рейтинговой системы по дисциплине Этап Содержание 1.Структурирование материала Разделить материал на структурно-логические самостоятельные блоки: - отдельная тема или раздел - самостоятельный цикл работ - индивидуальные домашние задания - индивидуальная самостоятельная работа по выбору учащегося - разделы, выделенные для самостоятельного изучения 2.Создание правил начисления баллов Определить нормативные баллы за выполнение всех заданий и задач по учебному предмету 3.Установка минимальных баллов Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое учащийся должен набрать в ходе обучения 4.Разработка рейтингового регламента Составить свод правил, на основе которых будет производиться оценивание работ 5.Организация учета успеваемости Организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов с помощью программных средств 6. Подведение итогов Выставить в конце четверти общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные виды работ
Cлайд 6
Распределение баллов по элементам текущего контроля дисциплины
Cлайд 7
Пересчет баллов в оценку и уровень обучения: - число баллов 0 - уровень обучения «низкий» (0 - 55 балов) - оценка 2, - 1 - уровень обучения «обязательный» (56 - 70 балов) - оценка 3, - 2 - уровень обучения «средний» (71 - 85 балов) - оценка 4, - 3 - уровень обучения «высокий» (86 - 100 балов) - оценка 5.
Cлайд 8
Шкала оценивания знаний учащихся и перевод ее в пятибалльную систему Показатель Критерии Рейтинг (в баллах) Оценка Устный ответ Ответ полный логически выдержанный, понятен для усвоения учащимися, не требует дополнений. 7 – 10 5 Ответ не полный, требует небольших дополнений, учащийся не уверенно отвечает на дополнительные вопросы, но в основном материале разбирается. 4 – 6 4 Учащийся отвечает не уверенно, постоянно использует вспомогательные материалы, на дополнительные вопросы не отвечает, материал усвоил плохо. 1 – 3 3 Не готов по заданному вопросу. 0 2
Cлайд 9
Шкала оценивания знаний учащихся и перевод ее в пятибалльную систему Эссе (обществознание) Раскрыт смысл высказывания. Представлена собственная точка зрения (позиция) при раскрытии проблемы). Проблема раскрыта на теоретическом уровне, использованы обществоведческие понятия. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или собственный социальный опыт. 5 5 Представлена собственная точка зрения (позиция) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с использованием обществоведческих терминов и понятий. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или собственный социальный опыт. 3 – 4 4 Представлена собственная точка зрения (позиция) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или собственный социальный опыт. 1 - 2 3 Отсутствие работы. 0 2
Cлайд 10
Шкала оценивания знаний учащихся и перевод ее в пятибалльную систему Показатель Критерии Рейтинг ( баллы) Оценка Эссе (история) Представлены разнообразные точки зрения на поднятую проблему. Представлена собственная точка зрения на данную проблему. Приведена аргументация соответствующая исторической действительности. Сделан аргументированный вывод. 5 5 Представлена собственная точка зрения на данную проблему. Приведена аргументация соответствующая исторической действительности. Сделан аргументированный вывод. 3 – 4 4 Представлена собственная точка зрения на данную проблему. Приведена аргументация. Сделан вывод. 1 – 2 3 Работа отсутствует. 0 2
Cлайд 11
Преимущества рейтинговой системы: возможность организовать и поддерживать как работу в классе, так и самостоятельную, систематическую работу учеников в течение всего года; повышение посещаемости и уровня дисциплины на уроках; возможность организации соревнования с «идеальным учеником», соответственно повышение мотивации к учебной деятельности и уровня эмоционального настроя учащихся; акцент на психологические особенности молодежной аудитории; предсказуемость и объективность итоговой отметки, сознательный подход учеников к её достижению; стимулирование творческого отношения к работе.
Cлайд 12
Недостатки рейтинговой системы: большая нагрузка ложится на плечи учителя; недостаточно мотивированные ученики злоупотребляют уменьшением стрессовых ситуаций. Это выражается в том, что такие учащиеся очень затягивают со сдачей всех задолженностей. В результате это мешает работе учителя и ответственных одноклассников.