Интеграционная модель образовательной среды Критерии экспертизы образовательной среды
Cлайд 2
Авторское педагогическое видение образовательной среды Создания системы педагогического сопровождения школьников, обеспечивающей самоопределение и самореализацию учащихся в условиях дальневосточного региона и стран АТР
Cлайд 3
Закономерности социального взросления человека Чем более социальное партнерство становится нормой для общественных отношений в школьном сообществе, тем более создаются благоприятные условия для овладения школьниками способностью к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства. Чем более в образовательном учреждении будут созданы условия для персонификации личности человека, тем более школьники успешно сформирует свою гражданскую идентичность в процессе социального взросления. Чем более процесс взаимодействия детей со значимым другим (педагогом) будет происходить в их «зоне ближайшего развития», тем более персонификация личности будет ускорять процесс обретения школьниками способности к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства.
Cлайд 4
Способность к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства Мир поликультурен, поли… умение предвидеть возможные последствия от совершенного или только спланированного социального поступка, критическое мышление, толерантность, гражданское долженствование, ответственность и др.
Cлайд 5
Обретение личностью перечисленных выше гражданских новообразований осуществляется при соблюдении в общении с ним принципов социального партнерства, среди которых можно отметить: признание человека субъектом общественных отношений, т.е. признание участниками общественных отношений его обособленности, самостоятельности и правоспособности; признание за человеком как субъектом общественных отношений права на свободный выбор; добровольное признание человеком своей обязанностью сохранение обособленности, самостоятельности и правоспособности другого субъекта общественных отношений; добровольное признание человеком за другим субъектом общественных отношений права на свободный выбор; и т.д. Данные принципы могут рассматриваться частью ценностного поля культуры гражданского общества. Соблюдение участниками общественных отношений принципов социального партнерства обеспечивает сохранение паритетности интересов в гражданском обществе.
Cлайд 6
ОБОСОБЛЕННОСТЬ – родовая черта человека, формирующаяся в процессе индивидуализации в виде «образа Я» и жизненного проекта. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – родовая черта человека, основанная на его праве быть субъектом своих действий, проявляется в деятельности. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ – родовая черта человека, выраженная в его право-вой защищенности со стороны «системного мира» (школы, общества, государства) от посягательства на его права (возможности) других субъектов общественных отношений. Способность к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства
Cлайд 7
Закономерности социального взросления человека Чем более социальное партнерство становится нормой для общественных отношений в школьном сообществе, тем более создаются благоприятные условия для овладения школьниками способностью к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства. Чем более в образовательном учреждении будут созданы условия для персонификации личности человека, тем более школьники успешно сформирует свою гражданскую идентичность в процессе социального взросления. Чем более процесс взаимодействия детей со значимым другим (педагогом) будет происходить в их «зоне ближайшего развития», тем более персонификация личности будет ускорять процесс обретения школьниками способности к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства.
Cлайд 8
Я субъект общественных отношений Я Я Я Я Я Я Целостное самосознание – Н/Ш Развитие талантов и способностей – О/Ш Формулирование жизненного Проекта – Ст/Ш Кризис социальной субъектности 2 персонизация персонификация Гражданственность отражает достижение ребенком гармонии между личным «хочу» и общественным «надо». Правосубъектность –авторство ребенка в договорных и правовых отношениях.
Cлайд 9
Принципы персонификации Персонизация. Ребенок – объект. Послушность – условие успешности. Обязан – должен. Поймать и наказать. Персонификация. Ребенок – субъект. Право свободного выбора. Право – должен. Выявить и помочь.
Cлайд 10
Закономерности социального взросления человека Чем более социальное партнерство становится нормой для общественных отношений в школьном сообществе, тем более создаются благоприятные условия для овладения школьниками способностью к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства. Чем более в образовательном учреждении будут созданы условия для персонификации личности человека, тем более школьники успешно сформирует свою гражданскую идентичность в процессе социального взросления. Чем более процесс взаимодействия детей со значимым другим (педагогом) будет происходить в их «зоне ближайшего развития», тем более персонификация личности будет ускорять процесс обретения школьниками способности к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства.
Cлайд 11
Педагог – «значимый другой» В дошкольный период педагог (родитель) помогает дошкольнику приобрести коммуникативный комфорт с предметным миром, чтобы в начальной школе, став младшим школьником, он смог достичь гармонии со значимым взрослым или другим ребенком В начальной школе педагог помогает младшему школьнику приобрести коммуникативный комфорт со взрослым, чтобы он став подростком, смог достичь гармонии с социумом сверстников в основной школе педагог помогает подростку приобрести коммуникативный комфорт с социумом сверстников, чтобы тот в старшей школе смог обрести гармонию с гражданским обществом (определиться с направлением своего профессионального образования и гражданской позицией по вопросу участия в жизни местного сообщества); в старшей школе педагог помогает старшекласснику приобрести коммуникативный комфорт с гражданским обществом для достижения гармонии со своим будущим профессиональным выбором и самоопределением по отношению к своей малой Родине в период профессионального обучения педагог помогает студенту достичь коммуникативный комфорт со своим будущим (своей профессией) для достижения гармонии со своим настоящим (осмысленным обучением профессии
Cлайд 12
Образование как система психолого-педагогической поддержки социального взросления школьников предполагает: определенные цели и связанные с ними ценностные установки, субъектов гражданского образования (ребенок, педагог, школьное и местное сообщества), субъектные отношения, формы деятельности ребенка, детского коллектива и педагога, критерии диагностики результатов гражданского образования у школьников; учет закономерностей социального взросления человека; деятельность педагога, направленную на погружение ребенка и детского коллектива в мир общественных отношений с учетом их «зоны ближайшего развития»; учебную и внеучебную самодеятельность ребенка и детского коллектива в педагогически организованных общественных отношениях.
Cлайд 13
Ценностные установки Максимальный учет интересов и потребностей ребенка в социальном взрослении. Развитие ребенком самого себя своими усилиями. Признание свободы, активности и самостоятельности родовыми чертами человека и факторами его саморазвития. Соразмерность права свободного выбора социальному опыту ребенка. Взгляд на самосознание и самодеятельность ребенка как на взаимосвязанные части его автономного мира. Доверие взрослого к ребенку. Демократический стиль общения педагога с детьми, на стыке взаимных интересов. Представление о педагоге как о «значимом другом» ребенка.
Cлайд 14
Образование как система психолого-педагогической поддержки социального взросления школьников предполагает: определенные цели и связанные с ними ценностные установки, субъектов гражданского образования (ребенок, педагог, школьное и местное сообщества), субъектные отношения, учет закономерностей социального взросления человека; формы деятельности ребенка, детского коллектива и педагога, деятельность педагога, направленную на погружение ребенка и детского коллектива в мир общественных отношений с учетом их «зоны ближайшего развития», учебную и внеучебную самодеятельность ребенка и детского коллектива в педагогически организованных общественных отношениях, критерии диагностики результатов;
Cлайд 15
Субъектные отношения Паритетность интересов. Прозрачное правовое пространство. Нормы не запрещают, а предупреждают. В общении не пугать, а помогать.
Cлайд 16
Образование как система психолого-педагогической поддержки социального взросления школьников предполагает: определенные цели и связанные с ними ценностные установки, субъектов гражданского образования (ребенок, педагог, школьное и местное сообщества), субъектные отношения, учет закономерностей социального взросления человека; формы деятельности ребенка, детского коллектива и педагога, деятельность педагога, направленную на погружение ребенка и детского коллектива в мир общественных отношений с учетом их «зоны ближайшего развития», учебную и внеучебную самодеятельность ребенка и детского коллектива в педагогически организованных общественных отношениях, критерии диагностики результатов;
Cлайд 17
Образование как система психолого-педагогической поддержки социального взросления школьников предполагает: определенные цели и связанные с ними ценностные установки, субъектов гражданского образования (ребенок, педагог, школьное и местное сообщества), субъектные отношения, учет закономерностей социального взросления человека; формы деятельности ребенка, детского коллектива и педагога, деятельность педагога, направленную на погружение ребенка и детского коллектива в мир общественных отношений с учетом их «зоны ближайшего развития»; учебную и внеучебную самодеятельность ребенка и детского коллектива в педагогически организованных общественных отношениях. критерии диагностики результатов;
Cлайд 18
Образование как система психолого-педагогической поддержки социального взросления школьников предполагает: определенные цели и связанные с ними ценностные установки, субъектов гражданского образования (ребенок, педагог, школьное и местное сообщества), субъектные отношения, учет закономерностей социального взросления человека; формы деятельности ребенка, детского коллектива и педагога, деятельность педагога, направленную на погружение ребенка и детского коллектива в мир общественных отношений с учетом их «зоны ближайшего развития»; учебную и внеучебную самодеятельность ребенка и детского коллектива в педагогически организованных общественных отношениях; критерии диагностики результатов;
Cлайд 19
Критерии диагностики результатов 4 классы (сент. 2008)
Cлайд 20
Критерии диагностики результатов 5 классы (сент. 2008)
Cлайд 21
Итого
Cлайд 22
Предметная составляющая интеграционной системы Выражается в классно-урочной системе Направлена на освоение школьниками федерального государственного стандарта среднего общего образования (начального основного и полного среднего уровней образования).
Cлайд 23
Предметная составляющая интеграционной системы Ценностно-ориентированные идеи: установление межпредметных связей с целью повышения эффективности классно-урочной системы в процессе социального взросления школьников, выстраивание вертикали обществоведческого образования с включением в нее специальных учебных курсов гражданской направленности Учет возрастных физиологических особенностей и социальных интересов школьников.
Cлайд 24
Предметная составляющая интеграционной системы Учебное занятие предполагает деятельность педагога направленную на погружение ребенка и детского коллектива в мир гражданской культуры с учетом их «зоны ближайшего развития», учебную и внеучебную самодеятельность ребенка, детского коллектива в педагогически организованном гражданском социокультурном пространстве.
Cлайд 25
Проектная составляющая интеграционной модели увеличение потенциальной возможности образовательной среды в организации процесса самопознания и обретения школьниками социального опыта на договорной основе за пределами классно-урочной системы достигается путем создания разнообразных социальных институтов: органы детского самоуправления, аучное общество учащихся, общественные детские и молодежные объединения, система дополнительного образования и т.д.,
Cлайд 26
Проектная составляющая интеграционной модели каждая ступень школьного образования обладает своими детскими социальными институтами, которые на последующей школьной ступени усложняются в своей организации, школьные социальные институты создаются с учетом возрастных особенностей детей, предполагают соблюдение паритетности интересов и добровольность участия.
Cлайд 27
Проектная составляющая интеграционной модели возникновения у школьников потребности к участию в разнообразных социально-значимых проектах учебной и внеучебной деятельности, самодеятельности школьников по формулированию проектных целей и поиску способов их достижения, презентации школьниками готовых социально-значимых продуктов, организации общественного признания результатов реализации детских проектов в учебной и внеучебной деятельности на разных уровнях (классного коллектива, школы, местного сообщества и т.д.).