Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста Выполнила: Липейко Екатерина Александровна, воспитатель ЦО №109 детский сад №1488 г. Москва
Cлайд 2
Определение Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества.
Cлайд 3
Цель валеологии: разработка технологий «первичного конструирования», формирования здоровья и расширения резервных возможностей организма (увеличение количества и качества здоровья).
Cлайд 4
Объект исследования валеологии: формирование мотивации детей к здоровому образу жизни.
Cлайд 5
Предмет валеологии: педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Предметом также является не столько здоровье, сколько способы, механизмы его становления.
Cлайд 6
Принципы валеологического образования Принцип «Не навреди!» определяет, что в обучении детей можно использовать только те способы, методы, технологии и средства, которые: просты, то есть, легки в освоении и не требуют значительных материальных затрат, для усвоения этих технологий достаточно иметь желание быть здоровым; доступны, то есть, могут быть освоены самостоятельно и осознанно людьми разного возраста; безопасны, то есть все оздоровительные педагогические технологии не могут причинить вреда детям. эффективны, то есть быстро дают положительный результат. При этом дети имеют возможность отслеживать каждый свой шаг и контролировать свое состояние; экспертируемы, то есть дают возможность легко измерять результаты деятельности по изменению состояния здоровья при помощи простейших диагностических методик.
Cлайд 7
Задачи валеологического образования в ДОУ формировать знания о человеке, о его болезнях, ценностях человеческой жизни; формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности; формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья; воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями; воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретённые теоретические знания и элементы практических привычек.
Cлайд 8
Словесные методы обучения
Cлайд 9
Наглядные методы обучения
Cлайд 10
Практические методы обучения
Cлайд 11
Практические методы обучения
Cлайд 12
Формы организации детей занятия; экскурсии; наблюдения; дидактические игры; чтение специальной литературы; сюжетно-ролевые игры; простейшие физиологические опыты; моделирование; самостоятельное наблюдение; индивидуальным занятиям в уголках здоровья; занятиям-консультациям и пр.
Cлайд 13
Виды занятий Экскурсии Консультации Игры Путешествия Лабораторные работы, эксперименты, работы с проблемными ситуациями; Праздники, конкурсы, викторины и т.д. Таким образом, формы работы должны соответствовать возрастным особенностям ребёнка и способствовать развитию его познавательных способностей.
Cлайд 14
Формы работы с родителями: Пропаганда валеологических знаний среди родителей с привлечением специалистов из поликлиник, университетов, физкультурной академии, педагогических колледжей. Дни открытых дверей в ДОУ с целью ознакомления с методикой валеологического воспитания и образования. Совместные праздники здоровья Участие родителей в оформлении предметно-игровой среды по валеологии (изготовление наглядного и раздаточного материала). Экскурсии с детьми по месту работы некоторых родителей: в клинику, бактериологическую лабораторию, детскую поликлинику (стоматология, рентгеновский кабинет, глазной кабинет, ЛОР, педиатр и т.д.)
Cлайд 15
Формы работы с родителями: Практическая работа с родителями: обучение правилам закаливания, точечного массажа, технике выполнения упражнений, оказания первой помощи. Разработка уголков для родителей. Создание совместно с ребёнком газет о здоровье, здоровом образе жизни. Ведение дневника здоровья, в котором будут отмечаться положительные сдвиги в знаниях и умениях дошкольника и родителями и воспитателями. В дневнике можно указывать книги о здоровье, рисовать рисунки о болезни и здоровье, о предметах, помогающих поддерживать чистоту в доме и в организме, отмечать свое самочувствие и состояние в течение дня, используя яркие и понятные символы, как для детей, так и для воспитателей и родителей.
Cлайд 16
Уголок здоровья В уголке здоровья должны содержаться следующие материалы — Папка с иллюстрациями «Человек и его организм»; — дидактические игры по темам; — книги о здоровье и ЗОЖ; — схемы, иллюстрации по темам; — тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физическому воспитанию); — микроскопы, микропрепараты, песочные часы, муляжи – для проведения наблюдений, экспериментирования; — аптечка с предметами для оказания первой помощи при травмах;— анатомическая кукла; — папка «Скоро в школу»: «Мой режим дня в школе»; «Упражнения для снятия утомления»; «Безопасная дорога в школу»; «Первая помощь при ожоге, уколе иголкой, ссадине» и др.
Cлайд 17
Список использованной литературы: Т.А. Тарасова «Я и мое здоровье». Т.А. Шарыгина «Беседы о здоровье» С.Е. Шукшина «Я и моё тело» «Здоровый малыш» (Программа оздоровления детей в ДОУ) Журналы «Дошкольное образование». "Здоровый дошкольник 21 века" Антонов Ю.Е., Кузнецова М Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»