«Азбука общения» Программа занятий для коррекции детско- родительских отношений Безденежных Ирина Юрьевна педагог-психолог ГСУ АО «Приводинский СРЦН «Улитка»
Cлайд 2
Цель – формирование желания и способностей взаимодействовать друг с другом посредством коррекции детско-родительских отношений Задачи: Развивать коммуникативные способности; Способствовать выработке «коммуникативных маячков»; Развивать чувства: эмпатии, альтруизма, сопереживания, внимательного отношения; Дать родителям познавательный материал улучшения взаимодействия с ребёнком; Обучить родителей приёмам развития памяти, внимания, мышления, творческих способностей ребёнка в игровой форме; Способствовать применению полученных знаний в жизни.
Cлайд 3
Условия проведения: Выявление проблемы до начала занятий; Диада: ребёнок – родитель; 6 -8 занятий (1 раз в неделю); Продолжительность занятия - 1 час; Возраст детей – от 7 до 14 лет; Площадь помещения не менее 40 кв.м; Ковёр; Большой стол; Магнитофон с записями музыкальных фрагментов; Логические игры; Бумага для рисования; Краски, цветные карандаши; Мяч; Мягкие игрушки.
Cлайд 4
Структура занятия Приветствие участников занятия; Игра на развитие коммуникативных навыков; Игра или упражнение на развитие доверительных отношений и сплочённости; Упражнение на развитие познавательных способностей; Упражнение для коррекции самооценки; Игра для создания творческой атмосферы и развития творческого мышления; Обсуждение и рефлексия для создания возможности коррекции самооценки и получения обратной связи.
Заключительный этап Завершает работу коллективная работа «Наш мир», где каждая диада представляет вначале своё видение маленького изолированного мира внутри семьи, а затем объединяет это видение в рамки общечеловеческих отношений. Коллективная работа проводится методом арт-терапии. В тесном «семейном» кругу за чашечкой чая каждый сможет осмыслить свою роль в цикле занятий, свои достижения, свой резерв для дальнейшего развития или преобразований внутри семьи.
Cлайд 10
Приложение 1 Анкета участников Оцените, пожалуйста, ваши взаимоотношения с ребёнком в настоящее время, обозначив условно выбранное положение на шкалах. Часто Редко Играем вместе ________________________________ Ссоримся ________________________________ Понимаем друг друга ________________________________ Помогаем друг другу ________________________________ Отмечаем праздники ________________________________ Гуляем (отдыхаем) ________________________________ Читаем книги ________________________________ Обсуждаем фильмы, передачи ________________________________ Интересуемся делами друг друга ________________________________ ____________________________ ________________________________ ____________________________ ________________________________ ____________________________ ________________________________ Три последние шкалы остались пустыми. Заполните их так, как вы считаете нужным и оцените.
Cлайд 11
Приложение 2 Методика «Рисунок семьи». Методика является своеобразным тестом на определение эмоционального благополучия, помогает глубже понять ребёнка, его восприятие окружающего мира, семьи и самих родителей, а также отношение ребёнка к составу семьи и восприятие его места в данной общности. Ребёнку дают стандартный лист бумаги, простой и цветные карандаши и просят нарисовать свою семью. Интерпретация проводится согласно методике.
Cлайд 12
Приложение 3 Коллективная работа «Наш мир». Цель: Диагностика и коррекция межличностных отношений. Работа предполагает совместное рисование вначале маленького «мира» в диаде, затем – большого коллективного «мира» с помощью арт-терапевтической техники.
Cлайд 13
Послесловие Каждый ребёнок рождается безгрешным. Грешить учим мы! Нет тревожных, агрессивных, озлобленных детей изначально. Таковыми их делаем мы, взрослые!