Формирование дружеских взаимоотношений между девочками и мальчиками
Cлайд 2
Cлайд 3
Гендерный подход к образованию дошкольников Гендерный подход Полоролевой подход Ориентация на смягчение границ в подчеркивании различий между полами Ориентация на жёсткое подчеркивание различий между полами Воспитание с ориентацией на свободу выбора Воспитание в духе жёсткого (предопределённого) выбора половой идентичности Поощрение видов деятельности, соответствующих интересам личности Поощрение видов деятельности, соответствующих полу Выбор видов поведения исходя из конкретных интересов и ситуации Выбор видов поведения исходя из стереотипных норм половой принадлежности Обоснование нецелесообразности раздельного по полу обучения Обоснование целесообразности раздельного по полу обучения Тенденция к развитию андрогинных качеств (адаптивность, гибкость) Наличие жёстких, культурально сформированных гендерных схем Возможность отступлений от традиционных патриархальных моделей устройства общества Осуждение отступлений от традиционных патриархальных моделей устройства общества
Cлайд 4
Важно не только поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, но и учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. Учёные считают, что в дошкольном детстве девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола. Т.Н. Доронова К. пед. н., зав. отд. дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ
Cлайд 5
Cлайд 6
Cлайд 7
Цель: Создание ситуаций для объединения детей, улучшения их взаимодействия. Задачи: Расширять представления детей о различиях полов, понимать различие между мальчиками и девочками. Развивать навыки общения между мальчиками и девочками, умение вместе играть, заботиться друг о друге. Воспитывать у мальчиков уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь, у девочек – заботливое отношение к мальчикам, ко всем окружающим.
Cлайд 8
Перспективное планирование работы по гендерному воспитанию Младший дошкольный возраст (3-4 года) Период Тема Цель Содержание Сентябрь Какой я сам? Учить дифференцировать себя от представителей другого пола. Обеспечить развитие представлений о себе Д/и «Назови части тела». Рассматривание иллюстраций. Д/и «Волшебный кубик» (учить различать эмоции). Работа перед зеркалом «Угадай какую эмоцию я показал». Физкультминутка «Где же наши ручки». Октябрь Мальчики и девочки Учить описывать внешность окружающих. Формировать представления о мужских и женских профессиях Инсценирование с помощью игрушек «Как Петя познакомился с Машей». Игра «Найди отличие». Шнуровка «Шьём одежду». Конструирование «Дом для петушка и его семьи». Наблюдение за работой дворника, шофёра, помощника воспитателя, повара, прачки, швеи. Ноябрь Хочу быть красивым! Формировать представления о своей внешности. Развивать умения заботиться о чистоте, внешнем виде Д/и «Где чьи вещи?». Упражнение «Оденем куклу в детский сад». Физкультминутка «Зайка серый умывается». Обыгрывание «Купание утят». Чтение «Федорино горе», «Мойдодыр» К.И.Чуковского. Декабрь Друзья Развивать навыки общения мальчиков и девочек Сказки на фланелеграфе «Три поросёнка», «Петушок - золотой гребешок», «Заюшкина избушка». Совместная деятельность «Стирка кукольной одежды». Инсценирование с помощью игрушек «Давай дружить» Слушание аудиозаписи «Песенка друзей». Январь Моя семья Формировать систему представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения. Дать знания о правах и обязанностях ребёнка в семье Рассматривание семейных фотографий детей. Рассматривание народных костюмов (мужских и женских). Чтение сказок «Снегурочка».
Cлайд 9
Февраль Мой папа Формировать представление о роли отца в семье Аппликация ко Дню защитника Отечества. Иллюстрации мужских профессий. Обыгрывание с помощью игрушек «Как папа помогал маме». Д/и «Собери картинку». Конструирование из строительного материала. Март Я и моя мама Формировать представление о роли матери в семье Аппликация открытки для мамы ко дню 8 Марта. Прослушивание аудиозаписи «Песенка мамонтёнка». Стихотворение И.И.Косякова «Всё она». Обыгрывание «Мама готовит обед», «Уборка квартиры». Д/и «Помоги маме сварить суп». Апрель Откуда я взялся Формировать представления о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения Рассказ воспитателя «Откуда я взялся?». Чтение сказок «Курочка Ряба», «Цыплёнок и утёнок» В.Г.Сутеева Обыгрывание «У нас родился малыш». Д/и «Животные и их детёныши». Май Я и другие люди Формировать представления о правилах поведения с незнакомыми людьми и навыки личной безопасности Сказка «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Колобок», «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршак. Рассказы воспитателя «Почему нельзя убегать от родителей», «Как вести себя с незнакомыми людьми», «Я заблудился».
Cлайд 10
1. Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке? 2. Какова роль матери в полоролевом воспитании ребёнка? 3. Как отец влияет на полоролевое развитие ребёнка? 4. Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину, как полноценного члена общества? 5. Как Вы поступаете, если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме (агрессивность, кривляние, излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки и т.п.). 6. Что бы Вы хотели узнать о полоролевом воспитании мальчиков/девочек? Анкета по гендерному воспитанию для родителей
Cлайд 11
Работа с родителями Консультации «Мальчики и девочки – разные миры», «Гендерное воспитание через игру», «Как и во что играю т мальчики и девочки»
Cлайд 12
Так играют наши девочки «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Одень куклу», «Больница»
Cлайд 13
Так играют наши мальчики «Строитель», «Пароход», «Водитель»
Cлайд 14
Нам вместе интересно! «Построим теремок», «Поликлиника», «Парикмахерская»
Cлайд 15
«Дочки-матери», «Путешествие на пароходе»
Cлайд 16
Ролевые игры – лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например: игра «Больница». Дети могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо.
Cлайд 17
Непосредственно-образовательная деятельность Тема: «Как Петя познакомился с Машей» Программное содержание: «Учить описывать внешность окружающих. Побуждать к совершению добрых поступков. Воспитывать положительные взаимоотношения между девочками и мальчиками»
Cлайд 18
Cлайд 19
Дидактические игры
Cлайд 20
В работе мы используем разнообразные игры, которые рекомендуем проводить и родителям «Волшебный цветок», «Кто я в семье», «Смайлик», «Собираемся в гости»
Cлайд 21
Волшебная подушка-мирилка: «Не сердись, не сердись, А просто улыбнись» «Я желаю тебе…»