«Развитие личности ребенка в процессе приобщения к культурно-историческому наследию казачества»
Cлайд 2
Актуальность В «Национальной доктрине образования РФ» говорится «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…».
Cлайд 3
Задачи Создать условия, способствующие формированию у детей интереса к духовной и материальной культуре казаков Волги и Дона. Разработать комплексно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию на основе культурно-исторического наследия казачества. Воспитание у детей нравственных и этических начал, чувства патриотизма и любви к родному краю.
Cлайд 4
Педагогические средства Формы проведения – игры, образовательные ситуации на игровой основе, непосредственно образовательная деятельность, беседы, экскурсии, праздники, развлечения. Формы организации – групповая, подгрупповая, индивидуальная. Методы – наглядный, игровой, словесный. Приемы – игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, словесные, музыкальные), чтение произведений УНТ (сказки, песенки, заклички, потешки, пословицы, поговорки, загадки), рассказ воспитателя, беседы, прослушивание и исполнение песен, танцев.
Cлайд 5
Этапы работы Подготовительный изучение специальной методической, справочной и художественной литературы; подбор фольклорных произведений, в том числе песенный музыкальный фольклор; диагностика воспитания гражданских чувств старших дошкольников; анкетирование родителей; разработка комплексно-тематического планирования «Возрождение народных традиций на Руси»; создание предметно-пространственной среды: мини-музей «Казачий курень», уголок краеведения в группе, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Казачья семья»
Cлайд 6
Основной этап Принципы работы с детьми использование разнообразных форм организации детской деятельности; учет познавательных и возрастных возможностей; использование принципа сезонности – народного календаря; обеспечение условий для реализации полученных знаний в различных формах деятельности; объединение усилий ДОУ и семьи; взаимодействие с другими социальными институтами.
Cлайд 7
Работа в «Казачьем курене»: - рассказы; -беседы о жизни и быте казаков; - игры; - «экскурсии»
Другие формы работы: использование фольклорных произведений различных жанров (УНТ, музыкальный, детский игровой фольклор); непосредственная образовательная деятельность: «Знакомство с казачьим бытом», «Как над яром, над ярочком, над крутеньким бережочком», «Мне посчастливилось родиться на Руси» и др.; образовательная деятельность в ходе режимных моментов; Проекты «Семейные реликвии», «Народный костюм», «На реке, на Волге»;
Cлайд 13
фольклорные праздники и развлечения «Доброму гостю и без зову рады», «Казачья ярмарка», «Покрова», «Рождество» «Масленица»; - обрядовые праздники (земледельческий календарь): «Осенины», «Зимушка-зима»; «День Земли», «Лето красное».
Cлайд 14
Cлайд 15
Cлайд 16
Формы взаимодействия с семьей консультации, беседы, рекомендации; практикумы, родительские вечера; совместные праздники и развлечения; выставки детских и совместных работ; тематические выставки литературных произведений; предоставление наглядного материала во временное домашнее пользование (иллюстрации с изображением казачьего быта, тематические альбомы из «Казачьего куреня», казачьи сказки, аудио и видеокассеты с выступлением казачьих коллективов); выставка «Музей семейных реликвий» .
Cлайд 17
Итоговый этап Результативность развит познавательный интерес к народным ценностям у детей и родителей; высокий уровень знаний о народных традициях: казачьем быте, основных праздниках, поговорках, пословицах, закличках, припевках – дети могут применять в повседневной жизни (играх, на прогулках); дети восприимчивы к созерцанию окружающей природы, ее приметам, изменениям (смена времен года); могут быть активными участниками народных игр, инсценировок, развлечений, праздников; активизация словаря.
Cлайд 18
Ценностное отношение к родной стране, воспитание основ гражданственности