Возрастные особенности формирования универсальных учебных действий
Cлайд 2
Каждый этап жизни имеет свои «возрастные задачи» Младенческий возраст (первый год жизни) — это формирование непосредственно эмоционального общения со взрослым и развитие предметного восприятия. Ранний возраст (до трех лет) - закладываются моторная одаренность (способность к овладению двигательными навыками,«ручная умелость»), устная речь, основы практического интеллекта . Главный вклад дошкольного возраста (от трех до шести-семи лет) — это развитие воображения и образных форм мышления. В этот же возрастной период закладываются основы любознательности, познавательных мотивов, активной ориентировки в окружающем. В этом возрасте приходится специально заботиться о развитии произвольности, то есть способности подчинять свое поведение заданным нормам и правилам.
Cлайд 3
Зона ближайшего развития ребенка Понятие, введенное Л.С. Выготским. Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности - он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.
Cлайд 4
Возрастные новообразования Качественное развитие психики ребенка в результате обучающего воздействия среды в конце каждого психологического возраста. Критерием перехода в новый возраст являются новые потребности и интересы. Это и есть новообразования возраста: 3 года, 5 лет, 7 лет.
Cлайд 5
Новообразования 3 года осознание: «я», «другой»; «мое поведение», «его поведение»; «кто он это взрослый?». Может критически оценивать результат своей работы. Могут принимать правила поведения и отношений.
Cлайд 6
Новообразования 5 лет (4-6) Интерес к речи (как любознательность, как средство общения) Более стабильно эмоционален, вынослив, сдержан. Соподчинение мотивов. Появляются устойчивые чувства и отношения Желает быть признанным, особенно взрослым, но особенно , чтобы подтвердили, то где он предполагает сам свою значимость. Творчески настроен по отношению к среде. Принимает сюжет и может воображать, фантазировать.
Cлайд 7
Новообразования Компоненты игры 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 6-7 лет Замысел игры, поста новка игровых целей и задач Играют,не задумываясь.Играопределяетсяигрушкой,подражанием.Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине).Сначалавстроительных играх.Вконце 3-го года жизни, дети начинают готовить условия для игр, обозначать замысел игры, Игровые замыслы начинают адресоваться группе детей. Детисамостоятельноставят игровые задачидлятех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогаетсловесно обозначить игровую задачу. Воплощение замысла в игре происходит путем решениянесколькихигровых задач.Усложняетсяспособихрешения. Какправило, дети сами договариваются перед началом игры. Замыслыразвивающиеся. Детисовместно обсуждают игру. Появляется длительнаяперспективаигры. Игры сочетаютсясимпровизацией.
Cлайд 8
Компоненты игры 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 6-7 лет Содержание игр Основное содержание игры - действие с предметами. К концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами. Сюжетно-отобразительнаяигра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети отражают не только назначение предметов, но ивзаимоотношенияхвзрослых. Содержанием становитсяотражение разнообразных взаимоотношенийвзрослых. Значениедействийсорудиями, предметами отодвигается на второй план. В игре дети создают модели разнообразныхвзаимоотношениймежду людьми
Cлайд 9
Компоненты игры 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 6-7 лет Сюжет игры Бытовые, не многочисленны, однообразны,неустойчивы. В конце 3-го г.ж. дети начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды из сказок. Бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее статичны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок. Сюжетыразвернутыи разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре детикомбинируютэпизоды из сказок иреальнойжизни. Эпизодыиз сказок, общественные сюжеты занимаютзначительноеместо в их играх. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играхсвои знания.
Cлайд 10
Компоненты игры 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 6-7 лет Выполнение роли и взаимодействие детей в игре начинаютобозначать рольсловом.Дети часто разговаривают с игрушками как с партнерами по игре. Постепенно роль партнеров переносится на сверстников, которые понимают смыслвоображаемыхдействий, значение предметов-заместителей. Дети переходят к играм вдвоем, а затем к групповым играм. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересомвоспроизводятролевые действия,эмоциональнопередают ролевоеповедение. Сначала игра сопровождается отдельнымиролевымирепликами, постепенноразвиваетсяролевойдиалог, в том числе с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активновключаютсяв игрыдругихдетей. Сначала их объединения носяткратковременный характер, затем они становятся более длительными. формы общениячерезроли, обозначенные словом,ролевойдиалог,становитсяболее длительным и содержательным. Дети передают характерныеособенностиперсона жа игры с помощью средстввыразительности(движения, мимика, жесты, интонация).длительное время игры.Большинство детей предпочитают играть вместе, т.к. им легко удается взаимодействие в игре (самостоятельноераспределение ролей, реализациязамысла. Ролевое взаимодействиесодержательно, разнообразны используемые детьмисредствавыразительности. Речь занимает все большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевыхотношений. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые.
Cлайд 11
Компоненты игры 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 6-7 лет Правила игры Детей привлекает само действие. Правила игры не выполняют функцию ее регулятора. Правиларегулируют последовательностьдействий. Правиларегулируютигровыевзаимоотношения. Дети вы полняют правила в соответствии со взятой на себя ролью. Следят за выполнением правил игры другими детьми. Дети осознают, чтособлюдениеправил является условием реализации роли.
Cлайд 12
Действия Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов. Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием
Cлайд 13
Зона ближайшего развития
Cлайд 14
7 лет А.Г. Асмолов выделяет четыре основных вида универсальных учебных действий, диктуемых ключевыми целями общего образования: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Cлайд 15
Коммуникация, социальное взаимодействие Ребенок хочет общаться. Умеет общаться: слушать, говорить, понимать о чем идет речь, учиться диалогу. Может договариваться о сотрудничестве с другими детьми разного возраста, со взрослыми. Начинает преодолевать свой эгоцентризм в коммуникации и перходит к децентрации. Не только как я это вижу, слышу, чувствую и понимаю, но принимаю как у другого это происходит. Допущение позиции другого.
Cлайд 16
Коммуникация как кооперация Согласование усилий Организация и осуществление совместной деятельности Ориентация на партнера по деятельности.
Cлайд 17
Коммуникация как интериоризация Уметь говорить понятно для других Уметь пояснять свой рассказ Уметь спрашивать, т.е. задавать вопросы Использовать возможности речи для утверждения, значимости Я-Концепции
Cлайд 18
Регулятивный компонент УУД Формирование произвольности действий и поведения. Ребенок умеет планировать и контролировать свое поведение в соответствии с правилами и нормами . Показатели сформированности РК УУД: Услышать инструкцию Выполнить в соответствии с инструкцией Видеть ошибку и уметь ее исправить Контролировать результат Адекватно реагировать на дифференцированную, качественную оценку взрослого
Cлайд 19
Познавательный компонент УУД Умственные действия С равнение– тождества/различия/общее Анализ – выделение единиц из целого и составление целого из частей Сериация - упорядочивание объектов по выделенному основанию Классификация – отнесение предмета на основе заданного признака Обобщение – генерализация на основе выделения сущностной связи Подведение под понятие – распознавание объектов Установление аналогий -
Личностный компонент УУД Я хочу заниматься, обучаться, мне нравится учиться, желание принять роль ученика. Сформированность мотива социального долга и учебно-познавательных мотивов. Личное осознание своих возможностей в обучении и учении. Формирование «внутренней позиции школьника»
Cлайд 22
личностный компонент УУД Самоопределение – самооценка по качествам: как ребенок оценивает себя в деятельности: положительно/отрицательно Ориентация на моральное содержание и усвоение нормы справедливого распределения. Например: Как ты поступишь в ситуации выбора «Для себя или для другого», «В каких случаях для себя», «В каких случаях для другого», «В каких случаях для себя и для другого». Внутренняя позиция школьника, переход к осознанию внутренней потребности «Хочу, могу, мне надо учиться».
Cлайд 23
Универсальное действие нравственного оценивания Как ребенок понимает и ориентируется в мотивах поступка. Как ребенок понимает: «Что можно и что нельзя делать в отношении себя и других» Должен овладеть нормами взаимопомощи, справедливого распределения, правдивости: Неприкосновенности личности Запрет на оскорбления других Ответственность за свои слова и поступки Альтруизм Привычка поступать нравственно, «Привычка-вторая натура») понимать и разделять моральные эмоции (симпатия, эмпатия, стыд, вина, гордость)
Cлайд 24
Условия развития УУД (познавательный компонент)
Cлайд 25
Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели. Характерными особенностями совместной деятельности являются: контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией; понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата; наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников; возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.
Cлайд 26
Дошкольный возраст является фундаментом для развития личности человека. И уже в этот период начинают закладываться качества, необходимые для социализации в окружающем мире, для полноценного общения с людьми. Ребенок не рождается готовым к разнообразию окружающей жизни, не всегда может сделать правильный выбор в пользу той или иной деятельности, все это он приобретает, развиваясь в определенной обстановке и в процессе общения со взрослыми. Среди потребностей ребенка, которые призван удовлетворить современный педагогический процесс, очень важна потребность ребенка в признании его достижений окружающими, так как позитивное развитие личности возможно при условии положительного самоутверждения. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка опыт успешной деятельности, дать ему радость переживания своих достижений, так как отсутствие удовлетворения собственными достижениями, акцентирование внимания ребенка на неудачах создает ему значительные трудности в установлении положительных контактов с людьми, способствует формированию неадекватной самооценки, неуверенности в себе, безразличия к результатам своей деятельности.
Cлайд 27
педагогический процесс в детском саду направлен на то, чтобы каждый ребенок ощутил радость от своих достижений. Такая направленность его в этих условиях определяется свободой выбора деятельности, предполагающей активную субъектную позицию ребенка в разных видах детской деятельности, наиболее соответствующих индивидуальным особенностям и интересам дошкольника. Существует большое количество вариантов организации выбора, которые можно использовать применительно к детям дошкольного возраста. Мы предлагаем вам познакомиться с наиболее популярными и интересными:
Cлайд 28
Выбор ребенка «Доска выбора», которая представляет из себя таблицу, где вверху расположены символы всех видов деятельности, а внизу клеточки для фишек детей. Дети ставят свои фишки под выбранным видом деятельности. Другой разновидностью можно считать следующий вариант: перемешивают все фишки детей, чья фишка выпадает первая, тот и выбирает; дети, чьи фишки выпадают последними, идут в оставшиеся центры. Следующий вариант: в каждом центре групповой комнаты висит таблица, где в левом столбце написано имя ребенка, его символ, и кружками изображено допустимое количество посещений данного уголка для каждого ребенка. Приходя в выбранный центр, ребенок заштриховывает кружок и начинает работу. Когда пустых кружков не остается, ребенок не может больше посещать этот уголок и занимается другими видами деятельности.
Cлайд 29
Принципы работы: строить работу так, чтобы знать для чего то или иное действие необходимо ребенку, что оно ему дает? постоянно задавать себе вопросы: «Чему я учу? Могу ли научить? Чему хочу научить? Что я хочу для каждого ребенка? Что для этого делаю?» входить в образ ребенка, всякий раз при решении трудных ситуаций; внимательно слушать детей, интересоваться каждым моментом их жизни; жить вместе и вместе работать; создавать условия для того, чтобы ребенок чувствовал свою ценность; относиться к каждому ребенку, как к личности, поддерживать индивидуальность; искренность в поведении общении с детьми; давать постоянно новый импульс для того, чтобы ребенок гордился собой; формировать и поддерживать уверенность ребенка в себе; развивать самостоятельность ребенка; быть для ребенка предсказуемым. Харчева Ольга Васильевна, заведующий высшей квалификационной категории, детский сад № 194 «Капитошка» г.о.Тольятти,