Великие имена в истории педагогики. КОНФУЦИЙ ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ГРУППЫ ЗФФ-113 АНАСТАСИЯ ЯШИНА 551 до н.э. - 479г.
Cлайд 2
Конфуций был потомком знатного рода Кун. Его родословная восходит к верному последователю императора династии Чжоу Чэнь-вана, по имени Вэй-цзы, пожалованного за верность и доблесть уделом (царством); С раннего детства Конфуций много работал, поскольку маленькая семья жила в бедности. Мать Конфуция, вознося молитвы предкам, рассказывала сыну о великих деяниях его отца и его предков. Так у Конфуция крепло осознание того, что ему необходимо занять достойное его рода место, поэтому он начал заниматься самообразованием, в первую очередь — изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени искусства. В возрасте 19 лет Конфуций был назначен распорядителем амбаров, а в 23 – чиновником. Этапы жизни: Вэй-Цзы Мать Конфуция Янь Чжэнцзай
Cлайд 3
Этапы жизни: Однако истинное призвание Конфуция было в том, чтобы передавать свои знания и обучать других людей. Так, в возрасте 22 лет он стал практиковать частные уроки. Конфуций усердно работал и вскоре стал самым знаменитым преподавателем в Китае. В частной школе «по воспитанию человеческих характеров» открытой им, преподавались четыре дисциплины: литература, язык, мораль и политика. А учеников принимали туда, невзирая на их материальное положение и происхождение. Во время заката империи Чжоу, осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет в 484 г. до н.э. Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого. Конфуций в окружении учеников
Cлайд 4
Основные научные труды. «Чунь-цю (春秋, «Вёсны и осени») -хроника древнекитайского государства Лу,охватывающая период Чуньцю (с 722 по 479 гг. до н. э.) Это древнейший китайский текст летописного плана. Согласно статистическому анализу, который провёл Д. В. Деопик, текст можно разделить на семь видов записей: «внешняя политика», «военная история», «быт монархов», «внутренняя политика», «экономика», «сакральное», «природные явления». Действующими лицами хроники являются монархи и вельможи 13 царств, а также племена ди. Мэн-цзы впервые упоминает, что автором является Конфуций, хотя, по-видимому, фактическое авторство принадлежит придворным хронистам царства Лу. Благодаря атрибуции Конфуцию летопись вошла в состав Конфуцианского пятикнижия. Их интерпретация комментаторами предполагала, что Конфуций высказывал этическую оценку упоминаемым событиям, упоминая одни и умалчивая о других. Этот принцип получил название бао-бянь (восхваление и порицание). Чунь-цю. Конфуциева Летопись. Перевод Монастырева, 1876г.
Cлайд 5
Основные научные труды. Кроме того, Конфуций собирал, редактировал и распространял многие книги, среди которых: «И цзин» («Книга перемен»), «Ши-цзин» («Книга песен») Собрание очень древних стихов, гимнов и песен из различных государств Китая. Она сформировалась в XI-VII вв. до Р.Х. Окончательная редакция, приписываемая Конфуцию, включает в себя 305 произведений и подразделяется на четыре части: «Нравы царств», «Малые оды», «Великие оды» и «Гимны». Самые древние разделы «Книги Песен» представлены ритуальными гимнами и панериками чжоуской династии, а также песнями, описывающими быт чжоуской знати: пиры, охотничьи забавы, сражения, строительство крепостей и проч. Наибольшей известностью, однако, пользовались песни, родившиеся в народной среде. Ши-цзин. Издательство «Москва», 1987год.
Cлайд 6
«И цзин» («Книга перемен») - наиболее ранний из китайских философских текстов. Она состоит из 64 символов — гексаграмм, каждый из которых выражает ту или иную жизненную ситуацию во времени с точки зрения её постепенного развития. Символы состоят из шести черт; черты обозначают последовательные ступени развития данной ситуации. Принято считать, что черты читаются снизу вверх (хотя встречается и обратное толкование); их последовательность описывает развитие ситуации. Основные научные труды. Конфуций так оценивал значимость этого произведения: «Если бы мне удалось продлить жизнь, то я отдал бы пятьдесят лет на изучение Перемен, и тогда бы смог не совершать ошибок». Книга перемен стоит на первом месте среди классических книг конфуцианства и в библиографических обзорах китайской литературы. Гексаграмма Книги Перемен И цзин
Cлайд 7
Для Конфуция (Кун-Фу-Цзы - Почетный учитель Кун) цель воспитания - благородный муж, нравственно воспитанный, образованный, развитый умственно, физически, эстетически, сочетающий в себе глубокие знания и должное поведение. Это человек, который ставит интересы общества и государства на первое место, пренебрегая своими личными. Основные идеи. Конфуций разделял людей по их природным возможностям: во-первых – это «Сыны неба», обладающие врожденной мудростью, другие – это «Благородные мужи», благодаря учению пришедшие к знанию. К третьим он относил «Чернь», не способных, по его мнению, к трудному процессу постижения знаний.
Cлайд 8
Основные идеи. Конфуций считал, что природное в человеке — материал, из которого при правильном воспитании можно сделать идеальную личность. Стабильность общества покоится на воспитании согласно социальному назначению. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки». Конфуций выдвинул принцип гуманного отношения к людям: «чего себе не пожелаешь, того не делай и другим». «Любить людей по-настоящему, не заинтересованно, не унижая опекой или равнодушием, принимая их такими, какие они есть, помогая развиться всему лучшему в них, но не закрывая глаза на их пороки и слабости».
Cлайд 9
Основные идеи. Основные принципы этико-политического учения (конфуцианства) включают «Шесть искусств»: 1. «ЛИ» - должное поведение в обществе, группе. 2. «И» — умение подчинить долгу себя и окружающих. 3. «СЯО» — сыновья почтительность или должное подчинение старшему (по возрасту, по должности). 4. «ЖЭНЬ» — принцип гуманности, человечности. 5. «ЧЖИ» — знание. 6. «СИНЬ» — верность. Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, послушания старшим, неукоснительного и строгого соблюдения всех существующих норм и правил. Храм Конфуция в Тайбэе Символ Конфуцианства
Cлайд 10
Ритуал и канон составляют основу воспитания. Содержание обучения в школе Конфуция составляли: обучение чтению, умению размышлять, словесности, поведению, преданности и доверию. Основной способ обучения — самостоятельно делать «черновую работу»: читать, учить наизусть, размышлять и упражняться в искусстве. Задача учителя заключалась в том, чтобы открывать новую перспективу размышлениям ученика. Сам Конфуций выступал против любой формалистики, «технизма» в обучении: техническое знание, по его мнению, мешает истинному совершенствованию. Основные идеи.
Cлайд 11
Конфуций предлагал следующие методы: диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам, обучение умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. Многие принципы, выдвинутые Конфуцием, актуальны и сегодня. Это: — уважение к ученику; — принятие учеников такими, какие они есть; — собственный пример — основа воспитания; — терпимость; — единство учения и жизни; — равенство всех людей как учеников; — отказ от принуждения к идее. Основные идеи.
Cлайд 12
Мэн-цзы был продолжателем Конфуция, защищал конфуцианство от нападок со стороны других тогдашних школ. Мэн-цзы выработал концепцию человеческой природы; он развивал мысли Конфуция о моральном благе и отношении образованного к этому благу. Благо – абстрактная этическая категория, под которой подразумевается порядок при следовании путем. Последователи. Мэн-цзы Человеческая природа наделена благом, хотя эта природа и не всегда проявляется. Благо в каждом человеке может реализоваться четырьмя добродетелями, основой которых является знание. Небо Мэн-цзы понимает как идеальную силу, наделяющую человека существованием и социальной функцией. Человек существует благодаря Небу и поэтому является его частью, так же как и природа. Различие между Небом, которое сообщает человеку природу его существования, и человеком может быть преодолено культивированием, совершенствованием этой природы до чистой формы.
Cлайд 13
Юнь-цзы, настоящее имя – Сюнь Цинь (III в. до н. э.), полемизируя с Мэн-цзы, выдвинул противоположные взгляды на сущность неба, выступил против концепции человеческой природы. Небо он понимал как постоянное, имеющее свой путь и наделенное силой, сообщающей человеку сущность и существование. Вместе с землею небо соединяет мир в единое целое. Отсюда вытекает, что человек является частью природы. Заслуживает внимания членение природы у Сюнь-цзы: - явления неживые, состоящие из ци – материального вещества; явления живые, состоящие из материального вещества и обладающие шэн – жизнью; - явления, состоящие из материального вещества, живущие и обладающие чжи – сознанием; - человек, состоящий из материального вещества, живущий, обладающий сознанием, имеющий, кроме того, и моральное сознание. Сюнь-цзы касается и вопросов онтологии языка. Понятийное освоение действительности происходит при помощи разума. Чувственное соприкосновение с реальностью является первой ступенью познания, следующая ступень – разумное познание. Преодолевает классическое понимание порядка в конфуцианской социальной этике. Способности человека не являются фатально, или наследственно, предопределенными, они должны соответствовать полученному воспитанию. Юнь-цзы (Сюнь Цинь) Последователи.
Cлайд 14
Педагогические взгляды Конфуция нашли широкое отражение в классической книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая содержит запись бесед Конфуция с учениками. Эту книгу учащиеся заучивали наизусть начиная со II в. до н. э. Книга состоит из кратких заметок, фиксирующих афоризмы Конфуция, высказывания, поступки учителя, а также его Вот некоторые педагогические изречения из этой книги, показывающие то высокое назначение, которое отводилось в Древнем Китае обучению. «Учиться без пресыщения, просвещать без устали», «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?», «Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно», «Если не можешь совершенствовать себя, то как же сможешь совершенствовать других людей?». Составление книги последователями началось после смерти Конфуция и заняло от 30 до 50 лет. Знание этой книги наизусть являлось обязательным требованием китайского классического образования. «Лунь юй» Последователи.
Cлайд 15
Цитаты великого философа. Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания. Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни. Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее. Утром познав истину, вечером можно умереть. Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению. Стоя на берегу реки, Учитель сказал: "Все уходит, как эти воды, всякий день и всякую ночь".
Cлайд 16
Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека. Посылать людей на войну необученными — значит предавать их. Некто спросил: "Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?" Учитель сказал: "А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром». Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха. Благородный помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот. В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других. Цитаты великого философа. Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться. Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.