ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ПЕДСОВЕТУ «Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы» Иванова Ирина Владимировна, заместитель директора по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Светогорска»
Cлайд 2
Педагогический совет Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы
Cлайд 3
Цель педсовета Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме
Cлайд 4
Задачи Раскрыть сущность образовательной парадигмы рассмотреть сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики раскрыть сущность понятия «современные педагогические технологии» познакомить с классификацией современных педагогических технологий показать опыт использования современных педагогических технологий в практике работы учителей школы; приобщить учителей к самоанализу и самооценке своих действий разработать меры по совершенствованию деятельности педагогического коллектива по использованию современных педагогических технологий в процессе обучения и воспитания учащихся
Cлайд 5
….Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». (Концепция модернизации российского образования)
Cлайд 6
процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др. Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира 3
Cлайд 7
Скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. 5
Cлайд 8
Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики. 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия авторитарность демократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные Характеристики образовательных моделей.
Cлайд 9
«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения Характеристики образовательных моделей. 7. Иллюстративно-объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8. «продавливания» «выращивания» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания 7
Cлайд 10
Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения Характеристики образовательных моделей. 11. Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12. носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность, Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствованию, 8
Cлайд 11
Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений. Школа "памяти" строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе "преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках. 9
Cлайд 12
Критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве Целевой установкой этой школы является формирование у учащихся знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим. Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации. В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти». 10
Cлайд 13
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к его истории. Около 60 лет назад Л.С. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития. Аргументом данной точки зрения является дидактический принцип доступности, позволяющий учить учащихся лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции. Основателями первой точки зрения, по Л.С.Выготскому. являются - З.Фрейд, Ж.Пиаже. Ученые предполагали, что обучение и развитие независимые процессы. Крылатой фразой представителей этой научной школы является то, что "обучение плетется в хвосте у развития". 11
Cлайд 14
Представителем второй научной школы является В.Джемс. Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает. 12
Cлайд 15
обучение и развитие два независимых, но сопряженных процесса. Согласно данному теоретическому положению, обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным обучение. Крылатой фразой представителей данной школы является: "обучение забегает вперед развития". 13
Cлайд 16
1. мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия е воспитательных событиях школы; 2. создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения; 3. создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями, 4. строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных; 5. построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект -субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса; 7. проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития. Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся. 6. обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях; 14
Cлайд 17
ставят акценты в развитии потребностно -мотивационной сферы учащегося В эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, которые позволяют самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации. 15 В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности
Cлайд 18
1. создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем . Важно, чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников; 2. реализовать принцип относительной успешности. При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности; В учебном процессе могут быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога. В учебном процессе для эффективного развития обучаемого важно: 16
Cлайд 19
3. строить при выполнении важного, с точки зрения педагогических психологов, условия развития личности обучаемых, а именно: принципа интериоризации, т.е. «перевода извне — вовнутрь». За счет этого ученик формирует собственную осознаваемую точку зрения на какой-либо вопрос - 4. при проектировании стратегии развития способностей опираться на механизм их развития, основными компонентами которого (по К.Коффке) являются: "операция — действие — способ деятельности — обобщенный способ, или способность ". 17 В учебном процессе могут быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога. В учебном процессе для эффективного развития обучаемоговажно:
Cлайд 20
Современные педагогические технологии - это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями
Cлайд 21
Методика и технология Методика преподавания конкретного предмета – это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету. Одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии
Cлайд 22
Методика и технология Методика включает выбор технологии для целесообразности проведения работы. Методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Методика направлена на решение следующих задач: чему учить, зачем учить, как учить. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов. Технология проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Технология отвечает на вопрос: как учить результативно.
Cлайд 23
Причины выбора инновационных технологий Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы. Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету. Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода. Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность. Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и к друг другу. Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности. Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.
Cлайд 24
Традиционные технологии Объяснительно-иллюстративные технологии обучения В основе дидактические принципы Я.А.Коменского Традиционные технологии
Cлайд 25
ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека ( Е.Н. Ильин ) Педагогика сотрудничества « Гуманно-личностная технология » (Ш.А.Амонашвили)
Cлайд 26
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровые технологии (Б.П. Никитин ) Проблемное обучение ( Дж. Дьюи ) Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре ( Е.И. Пассов ) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов )
Cлайд 27
Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Экология и диалектика (Л.В. Тарасов) «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) Укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев) Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, М.Б. Волович)
Cлайд 28
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Технология перспективного обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении ( С.Н. Лысенкова ) Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) Технология программированного обучения Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам (И.Н. Закатов ) Технология индивидуализации обучения ( И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков ) Коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко ) Групповые технологии Компьютерные (новые информационные) технологии обучения Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Cлайд 29
Технологии развивающего обучения Система развивающего обучения Занкова Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности Личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская) Технология проектного обучения (Дж. И Э. Дьюи, У.Х. Киллатри, Э. Коллинз) Технология учебной деловой игры (Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, А.А. Вербицкий) Технология учебной дискуссии (М.В. Кларин) Технология саморазвивающего обучения (К.Г. Селевко)
Cлайд 30
Частнопредметные технологии Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин) Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышева) Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) ПТ на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
Cлайд 31
Альтернативные технологии Вальфдорская педагогика (Р.Штайнер) Технология свободного труда (С. Френе) Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) Технологии педагогических мастерских (П. Ланжевен, А. Валлон)
Cлайд 32
Природосообразные технологии Природосообразное воспитание грамотности (А.М. Кушнир) Технология саморазвития (М. Монессори)
Cлайд 33
Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) Модель «Русская школа» (М. Щетиник, И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина и др.) «Школа самоопределения» (А.Н. Тубельский) Школа-парк (М.А. Балабан) Агрошкола (А.А. Католиков) «Школа завтрашнего дня» (Д.Ховард) Технологии авторских школ
Cлайд 34
Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…. Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы» В.А. Сухомлинский