Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся c ОВЗ на логопедических занятиях
Cлайд 2
Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от детей правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции регулируют восприятие, память, мышление и другие психические процессы ребёнка, а также его деятельность. Главная цель учебно-воспитательного процесса в коррекционных учреждениях: адаптация и социализация аномальных детей, подготовка ребёнка к межличностному общению, подготовка личности с нарушениями интеллектуальной сферы к субъект - субъектному взаимодействию.
Cлайд 3
Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом На исключительное значение формирования эмоций и воли как центрального фактора психического развития и адаптации детей в социуме указывали отечественные и зарубежные ученые А. Валлон, Л.С. Выготский, У. Джеймс, А.В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Н.А. Циркун, Е.Д. Худенко и др.
Cлайд 4
Единое коррекционно – образовательное пространство
Cлайд 5
Развитие речи: Формирование эмоциональной сферы ребенка происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи. Активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. В результате целенаправленной работы над эмоциями детей речевые контакты в системе "ребенок - ребенок" и "ребенок - взрослый" становятся более живыми, яркими. Дети осваивают возможности вербально выражать свои чувства. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и т. д.).
Cлайд 6
Результаты обследования эмоционального состояния учащихся 3 класса В диаграмме представлены полученные результаты обследования психологом эмоционального состояния учащихся. Обследование эмоционального состояния младших школьников осуществлялось на основе цветового теста Люшера. Оценка результата проводится по бальной системе: 4 б- Благоприятное эмоциональное состояние; 3 б – Удовлетворительное эмоциональное состояние; 2б – Неудовлетворительное эмоциональное состояние; 1б – Кризисное эмоциональное состояние.
Cлайд 7
Результаты логопедического обследования учащихся 3 класса У всех учащихся 3 класса логопедическое заключение: СНР средней степени. Дизартрия. Результаты диагностики показывают, что дети с системным недоразвитием речи наиболее часто употребляют так называемые обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется ими выборочно и фрагментарно. В связи с этим возникла необходимость введения в логопедическую работу системы методических приёмов, направленных на формирование эмоционального пласта лексики у младших школьников с СНР.
Cлайд 8
Особенности просодической стороны речи учащихся 3 класса Темп: замедленный Ритм: аритмия Употребление основных видов интонации (повествовательный, вопросительный, побудительный): интонации слабо дифференцированы.
Cлайд 9
Так как с речевой деятельностью тесно связаны эмоционально-волевые процессы, то при СНР выявляются:
Cлайд 10
Обследование речи учащихся в разных видах деятельности Цель: выявление индивидуальных особенностей личности каждого ребенка и его поведения
Cлайд 11
Результаты наблюдений в различных видах деятельности У детей данной группы отмечаются: низкая познавательная активность; пассивность в любом виде деятельности; упрямство; чувство повышенной тревожности; неадекватные эмоциональные реакции; примитивность эмоций; сниженный интерес к предметам и явлениям; повышенный уровень агрессивности, проявление враждебности, недоброжелательности к окружающим; двигательная расторможенность; сниженный уровень самоконтроля.
Cлайд 12
Направления коррекционно – логопедической работы развитие сенсорных и моторных функций; формирование кинестетической основы артикуляторных движений; развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени); развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др). Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Cлайд 13
Задачи коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей на логопедических занятиях формирование коммуникативного поведения в процессе эмоционально-положительного взаимодействия со взрослыми и сверстниками через развитие диалогической речи; формирование эмотивной лексики; развитие экспрессивной функции речи; формирование адекватной оценки своего речевого дефекта.
Cлайд 14
Коррекция эмоционально-волевой сферы через: 1.Создание благоприятных условий обучения: доброжелательные отношения, соблюдение охранительного режима, положительный психологический климат. 2. Формирование положительной мотивации к учению: Посильные задания. Создание ситуации успеха. Поощрения, похвала.
Cлайд 15
3.. Формирование волевых качеств обучающихся: Усидчивость. Самоконтроль. Целенаправленность. Заинтересованность в успехе. Эмоциональная адекватность действий. 4. Формирование эмоциональных качеств у детей: Дифференцирование эмоциональных состояний (личных и других людей), выраженных интонационной стороной речи и мимикой. Мотивация на учебное взаимодействие с педагогом.
Cлайд 16
Результаты работы с детьми с тяжелой умственной отсталостью 1. «Мишка косолапый» «Сорока – белобока» Слоговой синтез. Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»
Cлайд 17
Программа по формированию понимания эмоциональных состояний человека умственно отсталыми детьми под влиянием интонационных установок.
Cлайд 18
1 этап: первоначальное знакомство с эмоциональным состоянием человека и акустическими характеристиками речи. Нарушения эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей приводят к ограниченной возможности переживания того или иного эмоционального состояния, отмечается бедность лицевой экспрессии в выражении эмоций, поэтому на первом этапе предлагается проводить тренировочные задания и упражнения по активизации мышц лица в контексте данного эмоционального состояния, проводим знакомство с акустическими характеристиками речи. Например: "Мимическая гимнастика", "Анализ доступных литературных произведений", "Дневник настроения" и др.
Cлайд 19
2 этап: соотношение акустических характеристик речи с эмоциональными состояниями человека. Развивая способности соотнесения акустических характеристик речи с эмоциональными состояниями человека, выражающимися в лицевой экспрессии, мы развиваем более высокое понимание невербальных знаковых систем о человеке в межличностном общении. На данном этапе используем следующие упражнения: "Угадай настроение", "Покажи мимикой настроение", "Маски", "Определи голос" и др.
Cлайд 20
3 этап: произвольное выражение эмоциональных состояний через акустические характеристики речи. Произвольное выражение эмоциональных состояний создает эффект расхождения волн от брошенного в воду камня. В этом случае активизируются процессы внутреннего сопереживания, т.е. внешнее проявление структурной выразительности эмоционального состояния оптимизируют психологические механизмы внутреннего переживания данного эмоционального состояния. Данный этап предполагает тренинг произвольного выражения эмоциональных состояний через вокальную и лицевую мимику: "Интонационно-ролевая гимнастика", "Тренировка вокальной мимики", "Зеркало", "Оживи героя" и др.
Cлайд 21
4 этап: целенаправленное использование вербального и невербального репертуара в межличностном общении. Упражнения и задания четвертого этапа дают возможность для самостоятельного, осознанного и целенаправленного использования вербального и невербального репертуара в различных ситуациях. Предполагаем следующие упражнения: "Оживи картинку", "Воздействие без слов», «Расскажи, что ты чувствуешь» и др.
Cлайд 22
Результаты работы При применении коррекционных форм работы по развитию эмоционально-волевой сферы отмечается следующая положительная динамика: дети научились соотносить эмоциональное состояние с акустическими характеристиками речи; научились передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики; научились произвольно выражать эмоциональное состояние через вокальную и лицевую мимику; развивается диалогическая речь; формируется эмотивная лексика.
Cлайд 23
У детей развивается моторика и координация движений, снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность детей, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким какой он есть.
Cлайд 24
Данная обучающая коррекционно-развивающая программа дает возможности для более высоких уровней адаптации и социализации детей, имеющих проблемы в развитии. Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.