Практическое занятие - это форма организации обучения с группой студентов, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Общим признаком для всех практических занятий является соединение знаний студентов с их практической деятельностью. Практические занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах. 1.Особенности практического занятия: Высокий процент самостоятельной работы студентов , практических заданий ~ 70% учебного времени Наличие различных видов инструктажа Осуществление постоянного контроля над работой студентов и оценка этой работы преподавателем.
Cлайд 3
Цели практического занятия Назначение практических занятий - формирование у студентов профессиональных умений и навыков, формирование личности будущих специалистов. Дидактические цели: Обучить студентов делать инъекции…, выполнять манипуляции…, выполнять задания по образцу, применять знания в новой ситуации. Закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме…, вопросу…, проблеме Ознакомить с клиникой заболеваний…, методами обследования… Научить студентов проводить сестринское обследование пациентов. Научить работе с сестринскими историями болезни. Закрепить умения выполнять манипуляцию… Выявить уровень владения практическими умениями или навыками. и.т.д. Развивающие цели: Развивать самостоятельность студентов путем самостоятельной работы с литературой, медицинской документацией, самостоятельной работы на посту и т.д. Развивать умение применять полученные знания в различных ситуациях, ориентироваться в ситуациях. Развивать культуру речи Формировать умения: аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы, слушать других, правильно и конкретно формулировать и задавать вопросы, вести дискуссию. Развивать умение сравнивать, сопоставлять полученные факты, логически мыслить Развивать умение пользоваться аппаратурой и т.д. Воспитательные цели: Прививать интерес к дисциплине, будущей профессии. Воспитывать (формировать) наблюдательность, находчивость, самообладание в трудных ситуациях, вежливость, отзывчивость, чуткость, аккуратность, честность, эмоциональную устойчивость, точность, осторожность, терпимость, уверенность. Воспитывать добросовестное отношение к работе.
Cлайд 4
Функции практического занятия: обучающая, познавательная, развивающая, воспитательная, контролирующая.
Cлайд 5
Структурные элементы (этапы) практического занятия: Организационный момент Мотивация темы. Значимость научных положений темы, ее актуальность для последующей учебной или практической деятельности специалиста, инструктаж по технике безопасности. Цели занятия Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня). На данном этапе используются разнообразные методы: входной тест-контроль, устный опрос, фронтальный опрос, терминологический диктант, выполнение манипуляций и др. Разбор новой темы. Используются методы: микролекция по теме, демонстрация манипуляций преподавателем, самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы, обучающих программ и т.д. 6.Закрепление знаний и умений по теме. Применяются методы: устный опрос, тест-контроль, письменный опрос, метод разыгрывание ролей; решение ситуационных задач, анализ ситуаций, выполнение манипуляций по алгоритму на тренажерах; и т.д.
Cлайд 6
Образец алгоритма: Надевание стерильных перчаток перед накрыванием стерильного стола в перевязочной. № Стандартные требования Надеть перчатки, не нарушая их стерильность 1 Вскрыть верхнюю упаковку на стерильных перчатках 2 Вымыть руки стандартным способом, намыливая руки под проточной водой с последующей обработкой кожным антисептиком 3 Достать внутреннюю упаковку и раскрыть ее за «хвостики» 4 Большим и указательным пальцем правой руки захватить изнутри отвернутый манжет левой перчатки и натянуть ее на левую руку 5 Пальцы левой руки (одетой в перчатку) подвести под отворот манжеты с ладонной поверхности второй перчатки и захватив отворот натянуть перчатку на правую руку 6 Отвернуть манжеты, не касаясь кожи рук 7 Руки в стерильных перчатках держать согнутыми в локтевых суставах и приподнятыми вперед на уровне выше пояса
Cлайд 7
7.Самостоятельная работа студентов на посту. Виды самостоятельной работы: курация пациента, работа в процедурном кабинете, работа с медицинской документацией, самостоятельная работа по отработке практических умений, и т.д. Необходим инструктаж и контроль над работой студентов со стороны преподавателя. Виды инструктажа По виду практического занятия: учебный, учебно-производственный, производственный. По форме проведения: устный, письменный, комбинированный. По количеству учащихся: групповой, бригадный, индивидуальный. По времени проведения: вводный, текущий, заключительный.
Cлайд 8
8. Экскурсия 9.Подведение итогов занятия. Оценка результатов работы учащихся. Выставление отметок (рекомендуется на каждое занятие иметь оценочный лист). Ответы на вопросы студентов. Рекомендации по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний и умений студентов. Домашнее задание на самоподготовку студентов к следующему занятию.
Cлайд 9
Контроль и оценка деятельности учащихся на практических занятиях Выполнение манипуляций, работа в процедурном, перевязочном кабинете: 5 «отлично» - рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются. 4 «хорошо» – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога. 3 «удовлетворительно» – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала, рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима. 2 «неудовлетворительно» – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.
Cлайд 10
Контроль и оценка деятельности учащихся на практических занятиях Работа на посту с пациентом 5 «отлично» – студент устанавливает психологический контакт с пациентом, методически правильно собирает анамнез и проводит объективное обследование пациента, правильно ставит диагноз (сестринский диагноз), обосновывает его, последовательно излагает тактику ведения и лечения пациента (план ухода за пациентом); 4 «хорошо» – студент устанавливает психологический контакт с пациентом, неполно проводит сбор анамнеза и данных объективного обследования, правильно ставит диагноз (сестринский диагноз) с нечетким обоснованием его, последовательно излагает тактику ведения и лечения пациента (план ухода за пациентом); 3 «удовлетворительно» – студент устанавливает психологический контакт с пациентом, неполно проводит сбор анамнеза и данных объективного обследования, правильно ставит диагноз (сестринский диагноз) без обоснования, допускает ошибки в тактике ведения и лечения пациента (план ухода за пациентом); 2 «неудовлетворительно» – студент не ставит правильный диагноз или ставит правильный диагноз (сестринский диагноз), но допускает грубые ошибки в тактике ведения пациента (план ухода за пациентом).
Cлайд 11
Контроль и оценка деятельности учащихся на практических занятиях Решение ситуационных задач 5 «отлично» – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи, в соответствии с алгоритмами действий; 4 «хорошо» – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы; неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий, логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи, в соответствии с алгоритмом действий; 3 «удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий, в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога, правильное, последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий; 2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению оценки ситуации; нарушение безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.
Cлайд 12
Контроль и оценка деятельности учащихся на практических занятиях Критерии оценки при решении задач по оказанию неотложной помощи 5 «отлично» – правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий с аргументацией каждого этапа; 4 «хорошо» – правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий, затруднение в аргументации этапов; 3 «удовлетворительно» – правильная оценка характера патологии, неполное перечисление или нарушение последовательности действий; затруднения в аргументации; 2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации или неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению состояния пациента.
Cлайд 13
Самостоятельная работа студентов на практическом занятии Для организации и управления самостоятельной работой студентов используются учебные карты самостоятельной работы, схемы ориентировочной основы действий (ООД), алгоритмы действий, инструктажи и т.д. Учебная карта Учебная карта представляет собой подробное описание всех учебных действий студентов, совершаемых им в ходе самостоятельной работы. Управление процессом освоения этих действий обеспечивается за счет указаний на то, как их следует выполнять, чтобы не совершать ошибок. Отличие учебной карты от ООД и алгоритмов действий в том, что в учебной карте указываются не только ведущие ориентиры в предстоящей самостоятельной работе студента, но и раскрываются способы их выполнения и содержание самоконтроля по их правильному выполнению. Общий смысл учебной карты состоит в том, чтобы студент располагал полной информацией о предстоящей самостоятельной работе, чтобы, осуществляя ее, он мог работать, опираясь на себя и работать без ошибочных действий.
Cлайд 14
Организация преподавания манипуляционной техники При формировании практических умений и навыков по выполнению той или иной манипуляции рекомендуется следующий порядок: Мотивация манипуляции Алгоритм манипуляции Показ манипуляции преподавателем Расчленение манипуляций на элементы Тренинг на фантомах с применением алгоритмов манипуляций Студенты имитируют профессиональную деятельность, выполняя манипуляции на фантомах. Кабинет можно оформить в виде функциональных подразделений больницы со всем их оснащением. Показ элементов слитно в нормальном рабочем ритме Дифференцированное применение в клинической ситуации Формирование навыка Аттестация на правильность применения и выполнения манипуляции
Cлайд 15
Профессиональная практика Практическое обучение студентов медицинских училищ и колледжей является составной частью основной образовательной программы среднего профессионального образования. Практическое обучение студентов проводится в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Практическое обучение состоит из: учебной практики; производственной (профессиональной) практики.
Cлайд 16
Производственная (профессиональная) практика включает следующие этапы: практику для получения первичных профессиональных умений и навыков практику по профилю специальности (технологическую); практику преддипломную (квалификационную или стажировку). Содержание всех этапов практики определяется примерными программами производственной (профессиональной) практики, обеспечивающими дидактически обоснованную последовательность процесса овладения студентами системой профессиональных умений и навыков. Учебные заведения на основании примерной программы разрабатывают и утверждают рабочую программу производственной (профессиональной) практики.
Cлайд 17
Обязанности методического руководителя практики для получения первичных профессиональных умений и навыков, практики по профилю специальности, практики преддипломной: ознакомить студентов с программой практики; участвовать в распределении и перемещении студентов по местам практики: а) установить связь с руководителями практики, обратить их внимание на обязанности общего и непосредственного руководителя практики; б) в день выхода студентов на практику (или очередной раздел практики) сопровождать студентов при распределении на рабочие места и проверять соответствие этих рабочих мест с требованиями программ; в) совместно с общим или непосредственным руководителем практики проводить инструктаж по технике безопасности; осуществлять контроль за выполнением графика работы студентов совместно с непосредственным руководителем, за правильностью использования студентов в период практики; регулярно следить за дисциплиной, формой одежды и выполнением правил внутреннего распорядка студентами; оказывать помощь студентам при отработке профессиональных навыков и умений, в осуществлении сестринского процесса при уходе за пациентами; оказывать методическую помощь непосредственным и общим руководителям практики в составлении характеристик на каждого студента и выставлении оценок; вести журнал методического руководителя практики, составлять отчет с анализом работы студентов и организации практики на данной базе; регулярно информировать заведующего отделением и зам. директора по практическому обучению о ходе практики; участвовать совместно с непосредственным руководителем практики в проведении аттестации студентов по итогам практики; проводить совместно с общими и непосредственными руководителями практики итоговую конференцию о ходе практики и путях ее улучшения; по окончании практики методический руководитель составляет отчет по итогам практики.