Тема урока: Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. Учитель биологии: Смольникова Лариса Николаевна
Cлайд 2
Проверить уровень сформированности общеучебных умений и навыков: умение сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, использовать различные источники информации, анализировать, классифицировать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания. Задачи урока: Обобщить, систематизировать представления учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых, показать их роль в природе и практическое значение для человека. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Cлайд 3
Как показала практика Обширнее класса нету: От полюса до полюса Они заселили планету.
Cлайд 4
«Какие утверждения верны?». 1.Класс Насекомые насчитывает более 1,5 млн. видов. 2.Насекомые - исключительно водные животные. 3.Все насекомые способны к полету. 4.Насекомые –раздельнополые животные. 5.Кровеносная система насекомых замкнутая. 6.Все насекомые растительноядные животные. 7.Насекомые могут иметь как сложные, так и простые глаза. 8.Нервная система насекомых построена по типу брюшной нервной цепочки. 9.Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев. 10.Грудной отдел несет три пары конечностей. Ответ:1, 4,7,8,10.
Cлайд 5
Что вы знаете о насекомых? Какой принцип лежит в основе классификации насекомых? Рассмотрите коллекции насекомых разных отрядов и экологических групп. Что общего в их строении? Чем они отличаются?
Cлайд 6
Для всех насекомых схема одна: Вот мягкое брюшко, вот голова, К грудке животного прикреплены Крылья и лапки различной длины. Вышло немало отрядов таких, Давайте заглянем в каждый из них.
Cлайд 7
Заполните таблицу. Отряд Представители Признаки Прямокрылые Равнокрылые Клопы Жесткокрылые Чешуекрылые Перепончатокрылые Двукрылые
Cлайд 8
Отряд Представители Признаки Прямокрылые Кузнечик, саранча, медведка Грызущий, передние и задние крылья с разным жилкованием. Равнокрылые Тля Колюще-сосущий, 2 пары прозрачных крыльев. Клопы Лесные клопы, водомерки Колюще-сосущий, 2 пары верхние- жесткие, нижние -перепончатые Жесткокрылые Майские жуки, божьи коровки Грызущий, жесткие передние и задние крылья. Чешуекрылые Бабочки Сосущий, крылья чешуйчатые. Перепончатокрылые Пчелы, осы, муравьи Грызущий или лижущий, 2 пары прозрачных крыльев Двукрылые Мухи, комары. Колюще-сосущий или лижущий, пара крыльев
Cлайд 9
Хорошо ли, что так много насекомых , полезны ли они? Насекомые опылители цветковых растений, они участвуют в почвообразование, звено в цепях питания и круговороте веществ в природе.
Cлайд 10
Какое практическое значение имеют насекомые для человека? Медоносные пчелы (мед полезен, но у некоторых людей на него аллергия, а укусы пчел опасны, но используются в лечебных целях); тутовый шелкопряд(шелк); переносчики болезней; вредители культурных растений. Многообразие и красота насекомых – источник вдохновения человека.
Cлайд 11
Если на Земле столько много насекомых, обязательно ли их надо охранять? Всюду животные нас окружают, Прыгают, плавают, в небе летают, В земле притаились, снуют под ногами. Сколько всего их живет рядом с нами?
От простуды лечит мед, Он здоровье нам дает. Мед цветочный принесла Медоносная (пчела) Всегда готов к прыжку Зеленый чудный конь! Поймать его попробуй в открытую ладонь! (кузнечик)
Cлайд 14
В куче мусора живет Многочисленный народ. Посмотрите, как хлопочет Рыжий маленький рабочий! Вот хвоинку тащит в дом, Чтоб теплее было в нем. Очень дружная семья у У лесного…. (муравья) Из болота прилетел, Позвонил и на нос сел. Надоедливый вампир На носу устроил пир. (комар)
Cлайд 15
Лапками – лопатками работая как крот, Злое насекомое в земле прорыло ход. Погибла картошка, нарцисс пожелтел. Кто у растений корни объел? (медведка) Две белых, две желтых – четыре салфетки Сорвались с цветка и уселись на ветке. Салфеточки белые в черный горошек – Чудесные крылья порхающих мошек. (бабочка)
Cлайд 16
Этот жук в воде живет, Лихо лапками гребет Замечательный пловец, Он зовется.. (плавунец) Плоский, зеленый, похожий на щит Жук на тоненьком стебельке сидит. Пусть его в руки взять не опасно, Я не возьму: он ведь пахнет ужасно. (клоп древесный)
Cлайд 17
Итог урока. Что нового вы узнали на уроке? Что вас заинтересовало?
Cлайд 18
Задание на дом. Найдите интересные факты из жизни насекомых. Составьте книгу «Это интересно!»
Cлайд 19
Интернет ресурсы http://images.yandex.ru/schoolsearch http://go.mail.ru/search_images