Воспитательная система класса. Воспитательная система – это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупность идей, для реализации которых она создает);деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, её организующих и в ней участвующих; отношений интегрирующих субъектов в некую общность ;среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность. Так определяют это понятие создатели теории воспитательных систем-( Л.И.Новикова, В.А.Караковский ,Н.Л.Селиванова)
Cлайд 2
Главными функциями воспитательной системы являются: интегрирующая ( приводит к соединению несогласованных воспитательных воздействий); регулирующая (упорядочивает воспитательный процесс, управление им); развивающая(обеспечивает динамику системы, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании). Система воспитательной работы - системы взаимосвязанных воспитательных мероприятий, дел, акций, индивидуальных бесед со школьниками, адекватных поставленной цели. В массовой практике она, как правило, означает организацию воспитательной работы, со школьниками во внеурочное время[с14-17ч]
Cлайд 3
Структура воспитательной системы Компоненты воспитательной системы класса. 1.Индивидуально-групповой; 2.Ценносно-ориентационный; 3.Функциально-деятельностный; 4.Пространственно-временной; 5.Диагностико-результативный[с17ч-18ч]
Cлайд 4
Индивидуально-групповой компонент состоит из элементов: Классный руководитель. Учащиеся класса, Родители учащихся. Педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива. Цели и задачи воспитания. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. Ценностно-ориентационный компонент
Cлайд 5
Функционально- деятельностный компонент Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. Основные функции воспитательной системы. Педагогическое обеспечение самоуправление, жизнедеятельности классного общества. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда. Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения. Этапы становления и развития воспитательной системы. Пространственно-временной компонент:
Cлайд 6
Диогностико-аналитический компонент: Критерии эффективности воспитательной системы; Методы и приёмы изучения результативности воспитательной системы; Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Cлайд 7
Технология моделирования воспитательной системы. Изучение учащихся класса, отношений, общение и деятельности в классном коллективе; Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества; Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребёнка.
Cлайд 8
Формы, методы и приемы, которые классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса отражены в следующей таблице Основные направления деятельности Задачи деятельности Средства реализации задач Изучение учащихся класса, отношений, общение и деятельности в классном коллективе. 1.Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива. 2.Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений. 3.Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности. 4.Определить эффективность учебно-воспитательного процесса. 1.Анкетирование, игра”Путешествие по морю любимых знаний”, методика”Цветик-семицветик”, развивающая анкета”Твои увлечения”,методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся, составление карты интересов и увлечений учащихся класса. 2.Мастерская общения”Давайте познакомимся!”, альбом-эстафета”Наш класс”, классный час “Погружение в мир своего Я”, игра “Расскажи мне обо мне”, методика”Детское стихотворение”. 3.Изученние сформированности коллектива по методикам”Какой у нас коллектив”(А.Н.Лотушин), “Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы коллектив!”, состояние межличностных отношений с помощью игр”Лидер” и “Киностудия”, социометрических методов, конкурса рисунков”Я в моем классе”. 4.Смотр сочинений”Моя семья”, огонек “Мы и наши дети”, беседа”Моя семья –чудесное место для жизни”, коллективное творческое дело “Мир интересов моей семьи”. 5.Тесты Н.Е.Щурковой “Размышляем о жизненном опыте”, А.А.Андреева “Удовлетворенность учащихся школьной жизнью”, Е.Н.Стапанова “Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения”
Cлайд 9
Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества 1.Сформирование образа класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества. 2.Определить место и роль класса в воспитательной системы школы. 3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формирования классного коллектива. 1.Организационно-деятельностная игра “Развитие личности младшего школьника”, классный час”Портрет лицеиста”, ролевая игра”Планета друзей”, коллективное творческое дело”Экологическая тропа класса”, игра “Приходи к нам в будущие”, конкур идей и проектов учащихся “Класс, в котором я хотел бы учиться”. 2.Игра”Есть корабль, где все капитаны”, вечер “Мир моих увлечений”, родительское собрание”Школа+семья+дети=?”, творческое дело “Устав класса”, конкурс “Герб класса”, выпуск стенной газеты”Мой класс сегодня и завтра” Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка. 1.Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе. 2.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества. 1.Праздник именинников, вылазка на природу, культпоходы и экскурсии, игра”Узнай свой поручение”, коллективное творческое дело “В нашем классе день рождения”, игра –путешествие по семейным островам. 2.”Разговор при свечах”, “Арбузник”, “Волшебный стул” и другие формы коллективной деятельности , предлагаемые Н.Е.Щурковой в книге “Собранье пестрых дел”.
Cлайд 10
План работы по моделированию воспитательной системы класса. Направление работы по моделированию воспитательной системы 1.Изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива 2.Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества 3.Деятельность по сплочению и развитию коллектива класса деятельность по моделированию воспитательной системы класса Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Cлайд 11
Концепция воспитательной системы
Cлайд 12
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива 1. Общее сведение о классе. Как долго существует данный коллектив, имеются ли в классе новички, второгодники, переростки, общая характеристика класса по успеваемости и дисциплине, его место среди других классов школы. Особенности классного руководства и отношение учащихся к классному руководителю. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы. Лидерство, руководство, наличие изолированных, замкнутых и необщительных учеников, пути методы вовлечение их в жизнь коллектива. Нормы, ценности группы, наличие традиций в коллективе. Критика и самокритика в коллективе. 3. Характер общение учащихся в группе. Степень организованности, спаянности и сплоченности классного коллектива. Взаимоотношения между мальчиками и девочками. 4.Позновательный потенциал и познавательная активность учащихся. Внимание учащихся на уроке при выполнении домашних заданий, наличие учеников с неустойчивым, рассеянным внимание. Память учащихся, наличие учеников с ярко выраженным типом памяти, а так же учеников с плохой памятью, не владеющих способами запоминания учебного материала. Работоспособность коллектива, владеют ли ученики навыками самостоятельного умственного труда. 5. Творческий потенциал и творческая активность учащихся. Наличие учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и не стандартно мыслящих. Способность коллектива к творческому решению задач, потребность коллектива в творческой деятельности.[с14ч по17ч]
Cлайд 13
Цель и задачи воспитательной системы класса Цели воспитательной системы Для воспитателя управление процессом развития личности; взаимодействие всех участников воспитательного процесса. Для учащихся: формирование коммуникативных навыков; самореализация формирование Я-концепции Для родителей: научение социальным навыкам; адаптация к социуму. Для школы включенность класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.
Cлайд 14
Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества. Воспитание – это жизнь рядом и вместе. Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими. Скажи мне - я забуду. Покажи мне – я запомню. Позволь мне сделать – я пойму. Уважение детского незнания.
Cлайд 15
Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса: Учение Цель: развитие познавательной активности. Задачи формирование потребностей и самообразовании; развитие умений и навыков в учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности мышления. Формы реализации олимпиады по предметам; тематические КВНы брейн-ринги; викторины; мозговые штурмы.
Cлайд 16
Творчество Цель: Развитие творческой активности. Задачи выявление и развитие индивидуальных способностей развитие умений и навыков в творческой деятельности развитие творческого воображения. Формы реализации конкурсы выставки концерты уроки творчества театральные постановки вечера акции и проекты посещение театров, музеев, выставок.
Cлайд 17
Здоровье Цель: формирования потребностей. Задачи: приобщение детей к здоровому образу жизни; Обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и с табакокурунием. Формы реализации: лекции и беседы конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни спортивные соревнования диспуты ролевые игры.
Cлайд 18
Общение Цель: развитие умений и навыков в сфере общения. Задачи развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; Развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умение выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию. развитию способности к самопознанию, самоанализу. обучение коммуникативным навыкам. Формы реализации тренинги общения ролевые игры Вечера отдыха дискотеки встречи с интересными людьми экскурсии, походы, совместный отдых на природе. КТД
Cлайд 19
Коллектив Цель: создание благоприятной социально-психологической обстановке в классе. Задачи: развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов. Формы реализации тренинги общения ролевые игры вечера отдыха экскурсии, походы, совместный отдых на природе. КТД КВН акции и проекты посещение театров, музеев, выставок.
Cлайд 20
Критерии эффективности воспитательной системы класса. воспитанность учащихся защищенность и комфортность ребенка в классе удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельность в классе сформированность классного коллектива репутация класса проявление индивидуальности классной общности сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника. развитость креативных способностей учащихся.