«Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Яковлева Т.И. зам.директора по УПР ГБОУ РХ НПО «ПУ№9» г.Черногорск, Республика Хакасия
Cлайд 2
Рабочая программа дисциплины – программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям ФГОС профессионального образования и учитывающая специфику подготовки студентов (обучающихся) по специальности или профессии. Рабочая программа дисциплины является обязательной составной частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) и разрабатывается на основе примерной программы учебной дисциплины (при отсутствии примерной программы – на основе ФГОС по профессии). Программа каждой дисциплины направлена на выполнение единой целевой установки подготовки конкретного специалиста и представляет собой базовый учебно-методический документ. Рабочая программа разрабатывается для каждой дисциплины учебного плана всех реализуемых в учебном заведении основных профессиональных образовательных программ. Рабочие программы учебных дисциплин должны быть едиными по структуре . *
Cлайд 3
Цель учебной рабочей программы - планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине Задачи учебной рабочей программы : определение совокупности знаний, умений, и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения данной дисциплины; раскрытие структуры и содержания учебного материала; распределение объема часов учебной дисциплины по темам и видам занятий; определение форм и методов контроля уровня овладения учебным материалом по дисциплине. *
Cлайд 4
Программа должна: соответствовать требованиям к минимуму содержания дисциплины, а также требованиям к квалификационной характеристике выпускника, установленным ФГОС НПО/СПО профессионального образования по соответствующей профессии (специальности); определять цели изучения и место курса в системе дисциплин, изучаемых по конкретной профессии (специальности); раскрывать последовательность изучения разделов дисциплин, содержание соответствующих дидактических единиц – логически самостоятельных частей учебного материала, по своему объему и структуре соответствующих таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект; определять структуру и содержание учебной нагрузки студента в ходе изучения данной дисциплины; соответствовать требованиям научности в конкретной области знания; отражать инновационные подходы преподавания дисциплины. *
Cлайд 5
Это элемент содержания учебного материала, изложенного в рамках определенной профессиональной дисциплины или общеобразовательного предмета. Дидактическая единица – одна из предметных тем, подлежащих обязательному освещению в процессе подготовки специалистов, обучающихся по данной дисциплине, предмету *
Cлайд 6
Программа учебной дисциплины включает следующие обязательные элементы: Титульный лист Содержание программы Паспорт программы Структура и содержание учебной дисциплины Условия реализации учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины *
Cлайд 7
Рабочая программа дисциплины разрабатывается автором - преподавателем Обсуждение и одобрение МК. При наличии замечаний программа возвращается автору на доработку. При отсутствии замечаний программа подписывается председателем МК . Согласование и обсуждение МО. При этом программа обсуждается при обязательном присутствии автора. При наличии замечаний по содержанию программы ее возвращают для доработки. После согласования рабочая программа рассматривается на заседании учебно-методического совета (МС), а затем утверждается заместителем директора по УПР/директором училища. Рабочие программы всех дисциплин ежегодно до 01 июля должны обсуждаться и переутверждаться на заседаниях МО,МК,МС, обеспечивающих преподавание дисциплин в соответствии с рабочим учебным планом. Коррективы вносятся с учетом последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов, достижений науки. Внесенные дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год согласовываются, утверждаются на заседании МС и фиксируются на оборотной стороне титульного листа программы. Тексты изменений на отдельных листах подшиваются к рабочей программе. Рабочая программа должна обновляться не реже одного раза в 2-3 года. *
Cлайд 8
Рабочая программа входит в состав учебно-методического комплекса по дисциплине, который должен быть доступен студентам, обучающимся. Бумажные варианты утвержденных рабочих программ всех дисциплин по конкретной специальности (профессии) должны храниться у заместителей, методическом кабинете в УМК по профессии. *
Cлайд 9
Соответствие современному уровню развития науки. Четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины. Реализация принципов системного подхода в отборе программного материала. Единство и логическая преемственность элементов содержания программы. Учет межпредметных связей, обеспечивающий «состыковку» программы. Конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися знаний и умений. Рациональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины. Мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых (1,2,3 курс). *
Cлайд 10
Содержание программы образует ее основную часть. Изложение строится по темам с выделением разделов. Содержание программы рекомендуется начинать с введения, где дается характеристика дисциплины. По каждой учебной теме (разделу) приводятся: номер и наименование темы (раздела) в соответствии с тематическим планом; обобщенные требования к знаниям и умениям студентов по конкретной теме (разделу); содержание учебного материала (дидактические единицы); лабораторные работы и/или практические занятия (порядковый номер и наименование); виды самостоятельной работы студента. Тематика: лабораторных и практических (семинарских) заданий, заданий по различным формам текущего контроля (предусмотренных рабочим учебным планом), эссе, рефератов, внеаудиторной самостоятельной работы, контрольных работ и др. (предусмотренных рабочим учебным планом), примерная тематика курсовых работ (проектов). *
Cлайд 11
Текст программ должен быть : точным, что достигается правильным подбором слов, не допускающих двоякого толкования; ясным, проявляющимся в умении излагать мысли доступно и доходчиво; кратким, выражающимся в умении избегать ненужных повторов и излишней детализации. *
Cлайд 12
1.Заполняем раздел 1.«Паспорт программы»: Пункт 1.1. Номер и название укрупненной группы берем по перечню профессий НПО/СПО; Пункт 1.2. - дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. Пункт 1.3.- умения и знания берем из своих рабочих программ или стандарта 2 поколения, с учетом требований нового. (Обратите внимание ! В ФГОС в каждой дисциплине есть ОК и ПК) *
Cлайд 13
2.Заполняем раздел 2. «Структура и содержание учебной дисциплины» Пункт 2.1. - определяем объем учебной дисциплины и виды учебной работы. Пункт 2.2. Учебную дисциплину разделяем на дидактические единицы (дидактические единицы – это предметные темы, подлежащие обязательному изучению и усвоению в процессе подготовки специалиста). Как и преподаватель, обучающийся должен четко представлять, что такое дидактическая единица, видеть их полный перечень в рабочей программе дисциплины, знать, при каких условиях ДЕ считается усвоенной, какое количество усвоенных ДЕ, количество каких навыков, умений является свидетельством того, что программа обучения выполнена. Определяем объем часов и уровень усвоения (см. сноску – какие есть уровни). Внимание! Уровень усвоения не указывается при выполнении л/р, к/р, с/р *
Cлайд 14
3.Заполняем раздел 3. «Условия реализации учебной дисциплины» Требования к минимальному материально-техническому обеспечению: Оборудование учебного кабинета Технические средства обучения Оборудование мастерской Информационное обеспечение обучения: Основные источники Дополнительные источник Средства Интернет *
Cлайд 15
4.Заполняем раздел 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты переносятся из паспорта примерной программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по примерной программе учебной дисциплины. * Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения перечисляются все знания и умения, указанные в п.4. паспорта примерной программы
Cлайд 16
Для разработки программы учебной дисциплины необходимо определить содержание учебной дисциплины. Для этого необходимо составить технологическую карту: * Содержание учебного материала (в дидактических единицах) Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Технологии формирования ОК и ПК Уровень освоения учебного материала Формы и методы контроля оценки результатов обучения 1 2 3 4 5 Раздел 1. (указать наименование) Тема 1.1. (указать наименование)
Cлайд 17
Этапы составления технологической карты: Для заполнения столбца 1 «Содержание учебного материала» необходимо: - проанализировать требования к знаниям и умениям по дисциплине из ФГОС; - изучить учебную и учебно-методическую литературу, любые другие источники информации по дисциплине; - сформулировать дидактические единицы; - сгруппировать дидактические единицы. Для заполнения столбца 2 «Результаты обучения» необходимо: - выписать требования к знаниям и умениям по дисциплине из ФГОС; - дополнить их собственными формулировками в соответствии с выявленным содержанием учебного материала; - распределить знания и умения по группам дидактических единиц. *
Cлайд 18
3. Для заполнения столбца 3 «Приемы формирования ОК и ПК» необходимо: - проанализировать общие (ОК) и/или профессиональные (ПК) компетенции, формируемые на учебной дисциплине (из ФГОС); - по каждой группе дидактических единиц определить, формированию каких ОК и/или ПК они способствуют; - указать эти компетенции в столбце; - определить приемы формирования каждой компетенции (элементы технологий обучения, методы, приемы обучения). 4.Для заполнения столбца 4 «Уровень освоения учебного материала» необходимо по каждой группе дидактических единиц проставить обозначение одного из возможных уровней усвоения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 5.Для заполнения столбца 5 «Формы и методы контроля оценки результатов обучения» необходимо по каждому результату обучения (умения, знания) определить, каким образом возможно проконтролировать и оценить его освоение. *
Cлайд 19
Пример (условный) фрагмента технологической карты по учебной дисциплине «История» * Содержание учебного материала (в дидактических единицах) Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Приемы формирования ОК и ПК Уровень освоения учебного материала Формы и методы контроля оценки результатов обучения 1 2 3 4 5 Раздел 1. Русь древняя и средневековая Тема 1.1. Образование и развитие Древнерусского государства. Восточные славяне в древности. Географическое положение. Взаимоотношения с соседями. Хозяйство восточных славян: занятия, ремесло, промыслы. Пути формирования городов. Общественное устройство. Нравы и обычаи, религиозные представления. Знания: исторические корни восточных славян; географическое положение восточных славян в VIII-IX веках Умения: выделять образные описания быта и характера восточных славян; определять по карте географическое положение славянских племен, определять основные занятия и уровень развития хозяйства восточных славян в VIII-IX веках - эвристическая беседа – ОК2; - подготовка сообщений для участия в коллоквиуме – ОК4, ОК5; - групповая работа с элементами критического мышления – ОК2, ОК6; - работа с текстом (составление конспектов, таблиц) – ОК2, ОК4 1 (ознакомительный) - тестирование - опрос
Cлайд 20
1.Федеральные государственные образовательные стандарты НПО по профессиям. 2.О.Ф.Батрова кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФИРО «Модульно-компетентностный подход как основа построения содержания профессионального образования». 3.Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (2 августа 2009 г.) . 4.Рекомендации по составлению рабочих программ. *